«Можно» и «нельзя» загородного лагеря. Как избежать разочарований?

Автор: эксперт проекта Оксана Терляева

Дети растут быстро и все родители понимают, что очень скоро их «бусечки» и «солнышки» повзрослеют и станут самостоятельными.  И очень хотят их увидеть такими: взрослыми, умеющими принимать решения и нести за них ответственность, а ещё — здоровыми и счастливыми. И именно за счастьем и здоровьем родители отправляют детей в лагерь. Если городской детский лагерь в Минске мы выбирали в одной из предыдущих статье, то в этой поговорим о том, на что нужно обратить внимание родителям, которые планируют отправить ребёнка за город.

Все родители желают своим детям исключительно хорошего и каждый родитель считает, что за городом «детям асфальта» будет хорошо. Но дети, как и взрослые, одинаковыми не бывают, даже близнецы, и их индивидуальные интересы, возможности и способности придётся учитывать при выборе лагеря.

Разумеется, нормальные родители даже в качестве наказания не пошлют неспортивного ребёнка в футбольный лагерь, а аллергика — в палаточный городок. В любом случае, сначала придётся договориться с наследником об условиях «ссылки». Кто-то и сам захочет провести пару недель подальше от заботливых родителей, а у кого-то просто не будет выбора. Но рассказать об условиях пребывания, правилах поведения и предупредить о возможных сложностях, а, заодно, и возможных путях их решения, необходимо. Иначе вы рискуете по прошествии времени услышать от сокровища, что вас никто ни о чём предупреждать даже и не собирается, т.к. в своё время вы этого не делали.

Сложнее всего приходится двум категориям детей: тем, у кого нет навыков самообслуживания, и тем, кто слабо адаптирован к коллективу.

При том, что каждый ребёнок адаптируется в коллективе по-своему, мой опыт работы в загородных лагерях показал, что сложнее всего приходится двум категориям детей: тем, у кого нет навыков самообслуживания, и тем, кто слабо адаптирован к коллективу. Хуже всего приходится тем бедолагам, которые не умеют ни того, ни другого.

Привитые навыки самообслуживания: уборка постели, складывание вещей, расчёсывание и навык мыть волосы (у девочек), привычка ежедневно менять нижнее бельё и носки (у мальчиков), умение чистить и хранить обувь — уже обеспечат им искреннюю симпатию педагогов и их помощь в создании и поддержании авторитета в коллективе. Это то, чему детей обязательно нужно научить в спокойной обстановке дома до поездки в лагерь, чтобы сберечь детские нервы и самолюбие. Они этому, конечно, могут научиться и в лагере, но вы же детей отправляете отдыхать, а не учиться выживанию.

Уважение вызывает уважение, участие рождает участие, искренняя симпатия — симпатию.

Второй очень важный момент — это умение ребёнка общаться с другими людьми. Я сейчас не говорю об общительности детей, даже не каждый взрослый может и хочет постоянно находится в эпицентре общения. Речь идёт об умении устанавливать контакты: вызывать симпатию, уважение и доверие у окружающих.  И это никак не зависит от количества произносимых ребёнком слов в минуту. Эти чувства возникают у окружающих в ответ на поведение ребёнка. Уважение вызывает уважение, участие рождает участие, искренняя симпатия — симпатию. Настоящий авторитет силой не приобретёшь, а боятся, значит, рано или поздно подставят.
Однако коммуникативным навыкам дети обучаются в семье — они копируют поведение взрослых. И получают вполне взрослые последствия.

Дети родителей, которые «всегда правы», практически не бывают лидерами,


Дети родителей, которые «всегда правы», практически не бывают лидерами, их постоянно страдающее от родительских нападок самолюбие не позволяет им управлять даже собственными эмоциями, не говоря о чувствах других, становясь потенциальными «жертвами».  И это не зависит от материального достатка семьи или уровня образованности родителей.
Дети, родители которых воспитывают их на поклонении собственным идеалам (не важно даже в чём они преуспели — накоплении материальны благ, науке или религии) и забывают привить ответственность за обладание всеми этими ценностями, также становятся скучны детскому коллективу. Они искренне не понимают, как может быть ценным что-то, кроме принятого в семье, поэтому не могут уважительно относиться к мировоззрению других людей.

самая сложная категория детей — дети с обесцененным творческим началом.


И, пожалуй, самая сложная категория детей — дети с обесцененным творческим началом. Они не умеют получать удовольствие от процесса созидания: рисования, конструирования, плетения, а иногда даже от принятия пищи и  движения.  Родители таких детей не умели сами или не нашли время привить им любовь к процессу творчества и не научили ценить продукты собственной и чужой деятельности. Таким детям постоянно скучно, они требуют постоянных развлечений, а если не получают их, занимают себя тем, что мешают действовать другим. Эти дети требуют внимания всеми доступными средствами. Именно такие мальчиши исподтишка провоцируют драки, а девочки бегают ябедничать, или сопровождают преподавателя в качестве «оруженосца», постоянно комментируя действия своих товарищей по отряду осуждающими тирадами и леденящими душу примерами того, к чему приводит подобное поведение. Таких не любят больше всего.

Поэтому, дорогие родители, прежде, чем эмоционально осуждать поведение других людей при ребёнке, либо поведение самого ребёнка, подумайте, как он будет реагировать на ваше собственное поведение через пару лет. Особенно, если оно не будет соответствовать его ожиданиям. Ваш ребёнок уже самостоятельная личность, даже если ещё пока и несовершеннолетняя, а вы учите его правилам восприятия жизни и умению быть успешным в ней, а ещё создаёте свою собственную старость.

И третья особенность, с которой сталкиваются наши дети в лагерях, особенно загородных, — это разница в культуре. Дело даже не в вероисповедании, которое, разумеется, откладывает отпечаток на поведение детей, да и преподавателей тоже. Понятно, что, если вы не хотите, чтобы ваш ребёнок попал под влияние протестантской церкви, вы не отправите его изучать английский язык  в христианский лагерь при баптисткой общине. Речь идёт о том, что на несколько недель под одной крышей (пусть и под присмотром взрослых) оказываются дети из семей с разной культурой, разными ценностями и разным отношением к жизни.  Кто-то из детей, по примеру папы, без матерков слова в предложения не хочет связывать, а кто-то — даже не все значения слов ненормативной лексики знает. Кто-то считает, что заботиться о других — это самое важное в жизни, а кто-то уверен, что ему все обязаны, т.к. его жизнь каким-то образом «обделила». И подготовить ребёнка к этому проявлению разнообразия жизни — тоже задача родителей. А ещё научить выходить из конфликтных ситуаций и отстаивать свои права, не нарушая чужие. И понимать, что можно, а что нельзя потому, что опасно и чревато последствиями.

Загородный лагерь — хорошая школа жизни, главное посещать её подготовленным.

Оксана Терляева

Ещё интересные материалы:

Почему мы боимся?

Пытки: ради чего или кого?

Предрассудки. Или о том, как родители руководят детьми всю жизнь?

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *