Как согреться на уроках английского языка?

Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович

А Вы делаете зарядку? А на уроке иностранного языка? Я делаю и ту, и другую. Мне настолько нравится результат от этих микро-действий, что я решила посвятить этому отдельный материал.  Если про свою утреннюю зарядку я могу сказать четыре слова «Дыхательная гимнастика по Стрельниковой» и этого будет достаточно, то про зарядку на уроке английского языка я должна рассказать чуть больше. Фонетическая или речевая? Нужна или не нужна? Об этом дальше.

Я изучала методику преподавания по классическим учебникам и все они диктуют, что урок должен начинаться с орг.момента, фонетической и речевой зарядки. Собственный опыт помог проверить на эффективность и жизнеспособность эти идеи. Сейчас я считаю, что орг.момент присутствует на любом уроке.  Приветственное “Hello. How are you?”  — это он и есть. Фонетическую зарядка нужно, но ее совсем не обязательно проводить в начале урока. Как раз наоборот её выгодно ставить туда, где в ней есть необходимость. Например, при введении новой грамматической конструкции или на предтекстовом этапе для аудирования. Что касается речевой зарядки, то она должна быть именно в начале урока. Мне хочется заменить слово «должна» на выражение «есть смысл». Потому что это так и есть: каждый учитель сам создаёт свои уроки, ориентируясь на текущую учебную ситуацию. Я наделяю речевую зарядку большим смыслом, почему  — расскажу далее.

Речевая зарядка  — это этап урока, на котором учитель активизирует внимание учеников и подключает их к иноязычной речи. По-английски речевая зарядка – это warm-up, что, на мой взгляд, отлично объясняет значение этого этапа. Цель речевой зарядки – разогреть учеников.  Если Вы когда либо занимались фитнесом, то знаете, что разогрев важен для эффективности и безопасности тренировки. Эта же идея работает и на уроках иностранного языка.  

Согласно теоретическому материалу,  речевая разминка  должна представлять собой игру  или повторение  коммуникативных фраз в диалоге. Есть мнение, что этот этап урока должен быть  обязательно связан  с темой урока. Сказать по правде, я не согласна с этими утверждениями.  Вот почему:

Я отталкиваюсь от идеи, что речевая зарядка – это разогрев, приятное начало урока. Поэтому я, выбираю такое  задание, которое будет  посильным для учеников. Моя цель  —  начать с легкого, чтобы заложить уже на старте урока ситуацию успеха для студента. Когда  я говорю «что-то легкое», это не означает, что ученик уровня В2 будет делать задание для начинающих. Я имею в виду, что речевая зарядка будет состоять из упражнения, которое не требует выполнения большого количества мыслительных операций и точно будет содержать выученный материал с небольшим вкраплением чего-то нестандартного. Для меня неважно будет ли это представлено ученикам  в игровой форме или нет. Главное – это активизировать говорение.

Мои речевые зарядки не обязательно связаны с темой урока.  Я начинаю урок с орг.момента, затем перехожу к нашей разминке, а после этого объявляю тему урока и дальше мы идём согласно ней.  Почему это работает? По моим наблюдениям, учеников сейчас нужно переключать с одного вида деятельности или сферы, в которую они были погружены до урока. Информации много, все заняты, и часто студенты не в состоянии самостоятельно отключиться от работы или другого вида деятельности, чтобы начать продуктивно работать на уроке английского. Речевая зарядка справляется с этим.

Чтобы Вы лучше понимали, как работает речевая зарядка, я приведу примеры заданий, которые использовала в начале урока для разогрева. На каждое из них  требуется от 5 до 10 минут. Вы по своему усмотрению сможете их адаптировать под свои нужды.

  • Простые песенки.
    Например, “Baa-baa black sheep” или “People work in the city”. Они небольшие по размеру, заводные и, действительно, очень простые. Их легко повторять. Мы читаем текст песни, проверяем лексику на знание и затем под музыку повторяем слова или поём вместе. Песни работают одинаково хорошо как со взрослой, так и с детской аудиторией. Найти их можно на детских ютюб-каналах, в УМК для детей (посоветую обратить внимание на аудио курса Magic Box для начальной школы). Также есть  целый сборник таких песен  Jazz Chants от С.Graham.  Если задаться целью, то найти такого материала можно очень много.
  • Раскрасить банку с эмоциями. Попросите ваших учеников разрисовать сосуд на картинке согласно цветовой схеме, а потом объяснить, почему они так себя чувствуют. В конце урока всегда интересно вернуться к банке и спросить изменились ли цвета. Ищите шаблон здесь.
  • Подобрать серию картинок и попросить назвать знакомые слова на каждой иллюстрации. Затем — придумать название для каждой. Пример: a cat, a cup of coffee, a girl, socks,  a  roof. Title: Cat’s love.
    Это задание легко связать с любой темой урока.
  • Дополнить предложения. Если обычно ученики вставляют что-то в середине предложения или в конце, то здесь нужно придумать начало. Несколько примеров:
    ………… And I love it now!
    ……… How beautiful it is!
    …………Then we went home.
    Попробуйте придумать, что идёт до той фразы, которую Вы видите.
  • Игры с кубиком. Принцип: бросьте кубик и назовите 5 слов, которые бывают желтого цвета. Бросьте кубик и назовите любых 6 глаголов и т.д. Раздаточный материал для игр с кубиком можно скачать здесь.
  • Сделать бумажный самолетик и объяснить по-английски, как он создаётся. Попросите учеников сначала сложить конструкцию из бумаги. Затем введите простые глаголы и выполните всё, сопровождая действия английскими словами. Затем попросите их вам всё самостоятельно продемонстрировать. Больше подробностей по этому заданию здесь.
  • Рассказать о своих предпочтениях с конструкцией would rather.
    Введите конструкцию в утвердительной и отрицательной форме, потренируйте ее произношение и предложите ученикам список идей. Их задача. Называть, что бы они сделали и почему. Пример:
    I’d rather go to the swimming pool. I haven’t been there for ages.
    или на более низком уровне:
    I’d rather listen to music. Because I’m tired now.

    I’d rather eat mashed potatoes! Дарья Карпова «Залатая бульба»
  • Предложить ученикам подборку картин или иллюстраций и попросить выразить своё мнение о том, что они видят. Дать шаблон для ответа. Предварительно проверить понимание слов.
    Например, вот этот:
    It looks …..

(boring, interesting, amazing, depressive, sad, funny, nice, beautiful, realistic, magic, optimistic, pessimistic, wonderful)

  • Воспользоваться сайтом onceuponapicture или самостоятельно придумать задания в этом стиле.
  • Дать ученикам задания для тренировки внимания. Например, вот это, где нужно сначала переводить цвета, а потом называть 2 цвета (тот который видим, и который переводим).  Также сюда подходят детские задания «Найди отличия».  Искать такие задания нужно просто в поисковике по ключевым словам «игры на внимание для детей».  Чем проще картинку вы найдете, тем лучше. Потому что она усложнится тем, что ученикам придётся добавить английский.

Ищите и придумывайте подобные задания для речевой зарядки сами. Вы можете смело вдохновляться идеями дополнительных заданий из teacher’s book или книг с extra activities для разных учебников.  Берите  и адаптируйте. Здесь главное —  не бояться пробовать!

Татьяна Размыслович

Ещё интересные материалы:

 Ритуалы завершения урока

Модный методический показ от Miss Tania (часть 1)

Мистер Блум для учителей

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *