Работа над ошибками. Как жить без драм?

Автор: эксперт проекта Оксана Терляева

В самом раннем детстве мы (не поверите!) никогда не делали ошибок, — мы просто не достигали желаемого результата. Замечаете разницу?
Мы слишком мало знали об этом мире, поэтому осваивали его тем самым методом «научного тыка»: пробовали что-то сделать,  получали или не получали желаемое, и делали выводы о том, что и как здесь работает.


Потом у нас возникали новые цели, мы пытались их достичь доступными средствами и делали выводы об их эффективности.  И сам метод проб и ошибок был для нас абсолютно естественным до тех пор, пока родители не начинали заниматься нашим воспитанием. Разумеется, они делали то, что делали их родители с ними — хотели как лучше.  И дай бог здоровья или светлой памяти тем родителям, которые понимали, что ребёнок тоже хочет как лучше (в меру своего понимания ситуации).  Очень повезло тем, кому с детства  объясняли, почему надо поступать так или эдак, для чего нужно говорить это или то, и давали возможность сделать выбор линии поведения самому.

Повезло далеко не всем. Много среди нас и тех, кто просто получал неожиданный подзатыльник или отправлялся в угол на гречку для размышлений над своим поведением.  Мы не понимали, что именно мы сделали не так, и чего именно от нас хотели родители, но запоминали, что сделать ошибку – это опасно.
Потом была школа, которая закрепила в сознании прямую зависимость: «ошибка – вина – наказание».  Не выученные уроки становились проблемой не потому, что появлялись пробелы в знаниях (отсутствие возможности двигаться дальше), а потому, что ребёнок становился «преступником, не выполнявшим свой школьный долг» со всеми вытекающими отсюда последствиями.


Статистика, конечно, приходит на помощь «ренегатам»,  показывая, что большинство успешных людей в школе отличниками не были, и все они к ошибкам относятся как к неизбежности, но процент успешных людей в обществе невелик.

Как относиться к ошибкам?

По сути, ошибка – это просто неэффективный способ решения задачи, вызванный либо неполными данными, либо отсутствием навыков, необходимых для её решения.  Но ведь кроме того, что мы  сами несём в себе чувство вины, требующее обязательного наказания за отсутствие знаний или опыта, так мы ещё и наказываем своих детей за то, что они пытаются их приобрести.  Вместо того, чтобы учиться и развиваться, накапливая опыт, мы наказываем себя и других за то, что пытаемся учиться и развиваться.

Осознаете абсурдность ситуации?

А потом мы искренне удивляемся, почему большинство людей просто не хочет учиться.  А кто хочет быть виноватым? С детства мы запомнили, что виноватый должен понести наказание, поэтому, чтобы не быть наказанным,  в ошибках обязательно нужно обвинить кого-то другого: соседей, детей, родителей, правительство или погоду.  Мы ищем того, кого нужно наказать потому что боимся оказаться виноватыми сами.

Но в ошибках нет вины, есть только незнание и желание от него избавиться. Ошибки  —  есть результат  того  самого развития, ради которого мы и приходим в этот мир. Так стоит ли быть столь беспощадными к себе и своим детям за стремление стать лучше? Или может учиться лучше вместе — наблюдать, анализировать и делать выводы?

Ещё интересные материалы:

Как подготовить ребёнка к школе

Поколение Z. Как их понять? 

Мы не рабы, рабы — не мы или пару слов о патриотическом воспитании

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *