Программирование – это, на самом деле, просто.

«Мы все с детства пишем программы, сами того не осознавая», — утверждает Ольга Елисеева, — «вся наша жизнь состоит из алгоритмов: одеться, собраться, приготовить, убрать – это всё мы выполняем в строго определённой последовательности. Поэтому научиться писать программы под силу каждому». О программировании, образовании и бесплатном образовательном проекте для всех разговариваем с человеком, незаметно меняющем нашу реальность.

Глядя на эту молодую женщину, не верится что когда-то она, во время очередной вступительной компании в БГУИРе стояла возле стенда со специальностью «Искусственный интеллект» для того, чтобы объяснять абитуриентам и их родителям, чем предстоит заниматься будущим программистам.

«Да», — улыбается Ольга, — «ещё шутка тогда ходила такая, что искусственный интеллект нужен тем, у кого нет естественного. Вот и объясняли, что без естественного справиться с искусственным не получится. Это сейчас многие знают и говорят об искусственном интеллекте и программировании, а тогда приходилось объяснять, что за этой специальностью — будущее».

«А Вы сами как выбрали эту профессию?» — спрашиваю я. «Я уже в 13 лет решила, что хочу быть программистом. Математика мне всегда нравилась, а увидев электронно-вычислительную машину на одной из школьных экскурсий по профориентации я поняла, что хочу работать именно программистом. Тогда в старших классах мы посещали УПК (Учебно-производственный комбинат), и среди различных специальностей, которым там обучали, было и программирование. Но тогда туда брали в основном только мальчиков, и мне пришлось отстаивать своё право заниматься тем, чем мне интересно».

Смотрю на внешне хрупкую Ольгу и понимаю, что сила её духа и желание заниматься тем, что интересно, оказались сильнее многих преград, начиная от руководства УПК, заканчивая многими другими, более серьёзными людьми и событиями.

«Поступила на ФПМ в БГУ», — продолжает Ольга, — «на последних курсах грянула перестройка и развал Советского Союза, стало понятно, что распределения, на которое я рассчитывала, у меня не будет. Администрация пошла навстречу студентам, и разрешила желающим получить ещё одну специальность. Так я приобрела ещё и педагогическую подготовку. Училась с 8 утра до 10 вечера, очень уставала. Когда предложили поступать в аспирантуру, хотела отказаться даже, боялась больше не выдержать такого ритма, но аспирантура оказалась не такой страшной ».

Ольге вообще не свойственно жалеть себя. Одно то, что за свою жизнь она постоянно оказывается у истоков того, что современники считают почти авантюризмом, а потомки не представляют своей жизни без этого, говорит об удивительном таланте человека – доверять миру и себе.

«У меня в жизни так складывается, что знакомые приглашают в интересный проект, говоря, что кроме меня у нас этого никто не сделает», — смущённо улыбается Ольга, — «Так пригласили в БГУ на кафедру прикладной лингвистики филологического факультета, развивать компьютерное направление, создать и вести курс «Обучающие экспертные системы», «Основы программирования» и другие ИТ-направления для филологов».

Даже при тотальной «гаджетизации» и всеобщей втянутости во «всемирную паутину» мне сложно представить филологов, создающих программное обеспечение пусть и для изучения языков или проверки имеющихся знаний. Наверное, уж очень разнятся филологи с программистами в моем понимании.

«Они действительно разные», — соглашается Ольга, — «но алгоритмы есть во всех наших действиях, в том числе и при работе с лингвистикой. Просто филологи часто не представляют возможностей программирования, поэтому приходится наблюдать и что-то предлагать им самой. Например то, что Exсel может вместо них посчитать частоту заданных слов в тексте, стало для коллег приятным открытием. И это далеко не единственный случай».

Неудивительно, что успешно адаптировав программирование под потребности филологов, Ольга стала обучать ему детей.

«В 21 веке мы строим свою жизнь сами, поэтому алгоритмическое мышление должно развиваться как можно раньше», — объясняет свой выбор Ольга, — «а в школах информатика начинается только с 6 класса, да и среда программирования, которой обучают школьников, выбрана не самая удачная. А дети стремятся творить, и у них это хорошо получается. Поэтому, когда мне предложили вести программирование для детей сотрудников компаний-разработчиков игр (Wargaming, Мелсофт), я не стала отказываться. Сначала это был пилотный проект только для детей работников компании, а теперь это официально утверждённый факультативный курс для средних школ».

С одной стороны, конечно, сейчас популярно обучать ребёнка профессии программиста чуть ли не с пелёнок, но, с другой стороны, родители против компьютерной, а то и вовсе игровой зависимости своих детей, — середину найти сложно.

«На самом деле разработка игр и игра – разные вещи», — проясняет ситуацию Ольга, — «во время работы над проектом дети объединяются в команду и получают если не опыт, то достаточно серьёзные представления не только о работе программиста, но и о профессиях гейм-дизайнера, сценариста, маркетолога. Они пробуют и выбирают то, что подходит именно им. А по поводу игровой зависимости, большинство ребят понимает, какую угрозу их жизни представляет любая зависимость вообще. Наверное, это поколение такое, серьёзное и ответственное, – они обсуждают все проблемы современного мира, и ищут пути их решения».

Наши дети, действительно, необычны. Как и каждое новое поколение, они вносят в социум свои ценности, задают определённый ритм жизни, создают собственные традиции и культуру – они меняют мир «под себя».

«Да», — соглашается со мной Ольга, — «Наши дети удивительные. Если сравнивать работы наших детей с зарубежными сверстниками, поражает наблюдательность, мудрость и «взрослость» наших детей. Они очень талантливые и увлечённые. Поэтому я и решила сделать проект именно для них. Если горожане могут позволить своим детям посещать курсы программирования, то тем, кто живёт чуть подальше от городов с этим сложнее, а ведь дети «в глубинке» такие же талантливые и целеустремлённые . Так родился проект Scratch.AELIT  по обучению творческому программированию детей от 9 до 15 лет, а также вундеркиндов 6-8 лет и всех желающих освоить азы программирования, включая взрослых.

Сейчас ютуб доступен всем, да и бесплатные программы для нас, скорее норма, чем исключение, но обучение детей программированию онлайн всё равно кажется мне чем-то экзотическим.

«Scratch — бесплатная платформа, и на сегодняшний день она самая популярная», — объясняет Ольга, — «ею пользуются и дети, и взрослые во всём мире. Поэтому на её базе я и создала серию обучающих уроков. Обычное занятие длится полтора – два часа, и за это время ребята создают проект. Во время видеоурока , за 20 – 30 минут (с физкультминутками) даётся тот же объём материала. Конечно, спросить преподавателя нельзя, но поставить на паузу и посмотреть ещё раз – вполне. Да и материал изложен максимально доступно. Судя по количеству пользователей и отзывам – всё получается отлично».

Такие проекты заслуживают отдельного внимания, ведь это серьёзное подспорье, как для детей, так и для преподавателей, которые понимают, что для работы с современными детьми таблицы, начерченной на доске, не достаточно.

«Поэтому я приняла решение участвовать в Национальном интерактивном конкурсе проектов в формате реалити-шоу «Паскарэнне», конкурсе общественно-значимых белорусских проектов на сайте talaka.by», — улыбается Ольга, — «Очень много сил, средств и времени было вложено в этот проект. Поэтому хочется, чтобы о нём узнали те, для кого он предназначен. Работы ещё предстоит много, но, надеюсь, что сил и терпения хватит».

Уверена, что у Ольги хватит и сил, и терпения, а ещё творческого потенциала и энергии, которую ей дают любимая работа и талантливые ученики, регулярно радующие её своими успехами.

Искренне желаем Ольге победы в конкурсе и новых идей, воплотив которые, она снова изменит нашу реальность!

Ещё интересные материалы:

Поколение Z. Как их учить?

Деньги детям — как без ошибок?

Профессии будущего

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *