Неусидчивость: Что делать?

Автор: эксперт проекта Оксана Терляева

Когда Творец раздавал усидчивость, я была занята. Скорее всего проводила соцопрос среди богов на предмет того, кто из них самый древний, задумывала новый проект по расширению зоны личного комфорта для каждого в рамках Вселенной и размышляла о том, сколько салата Оливье может поместиться в туфлю на шпильке 36 размера. Практически одновременно. Потому что мне в тот момент именно это было интересно. Вряд ли я когда-нибудь обнародую результаты того опроса и проведу практический эксперимент по заполнению туфельки на шпильке салатом, но кое-что о личном комфорте в этом материале точно расскажу!  Поговорим о том, как выжить, если вы или ваш ребёнок неусидчивы.

Отсутствие усидчивости — это вовсе не недостаток (а особенность!) и не приговор будущему успеху вашего ребёнка. Два из трёх моих дипломов, смущённо краснеющих в шуфлядке, безоговорочно это подтвердят.

Как приучить ребёнка использовать волю, т.е. как развить усидчивость?

Начнём с того, что усидчивость, в первую очередь, определяется интересом к предмету. Наши дети демонстрируют чудеса усидчивости за компьютером или телефоном по той простой причине, что им интересно. Внимание волевым усилием удерживать не нужно, оно управляется именно интересом, — всё просто. Сложности обычно возникают тогда, когда интерес отсутствует, а выполнить задание нужно. Как приучить ребёнка использовать волю, т.е. как развить усидчивость?

Первое, с чего  придётся начать, это собственный пример. Без него все ваши старания «улучшить» ребёнка разобьются как волны о пустынный берег. Если ребёнок демонстративно отбрасывает книгу с непонятным правилом, вспомните, кто показал ему пример, отбросив инструкцию к новому вакуумному паровариатору ещё до того, как последний заработал!?!  Покажите ребёнку пример и объясните, что и для чего вы делаете.  Так ему будет легче принять за норму то, что иногда в жизни придётся напрягаться ради того, чтобы получить желаемое.

Прежде, чем дать ребёнку задание, объясните, для чего нужно его выполнить, и постарайтесь получить в нём союзника.  «Домашнее задание нужно сделать, чтобы ты чувствовал себя в школе уверенно» и «мы справимся» или моё любимое «мы обречены на успех» объясняет цель и даёт уверенность в её достижимости.

Показывайте весь объём работ и разбивайте его на части, которые будут выполнены  последовательно. Объясняйте, почему так, а не иначе. По частям справиться даже с огромным делом всегда легче, к тому же ребёнок сможет ориентироваться, на каком этапе он находится сейчас, сколько уже прошёл, и что ещё предстоит выполнить. А его уверенность в том, что он сможет выполнить любую задачу будет только расти.

Хвалите за каждый выполненный этап. Предметно и конкретно. «Видишь, какой ты аккуратный, уже 5 предложений красиво написал! Давай ещё 3 так же!» вдохновит ребёнка  намного больше, чем дежурное «Молодец! Давай дописывай!»

Не акцентируйте внимание на негативе, т.е. не одёргивайте ускользающего ребёнка замечанием «не отвлекайся», а  верните к текущему занятию фразой «осталось всего два примера» или «нужно только одну рубашку сложить и ты закончишь уборку в шкафу».

Обязательно отметьте результат. Покажите, что вы гордитесь его достижением, тогда ему захочется порадовать вас снова. Ведь с вами он стал хорошим, а любим мы именно тех людей, которые дают нам почувствовать себя хорошими, и делаем всё, чтобы не терять таких людей, даже если приходится напрягаться.

Для развития умения концентрироваться есть одно хорошее упражнение, которое когда-то почерпнула из фильма, где так наказывали детей высших сословий. Нашалившего ребёнка ставили в позу аиста: на одной ноге, согнутую вторую обхватить руками позади себя. Поза требует удержания равновесия, а удерживать равновесие без концентрации внимания не получится. И равновесие тренирует и сосредотачиваться учится, — сплошная полезность. И дети против такого наказания не возражают.

И пару моментов, которые просто необходимо знать неусидчивым взрослым:

  1. Если природа не наградила вас усидчивостью, она обязательно это чем-то компенсировала. Ищите, чем именно: быстрой реакцией, наблюдательностью, интуицией, организаторскими способностями, аналитическим умом или чем-то ещё? Найдите, и делайте в жизни ставку на них, сделать усидчивым неусидчивого по природе человека невозможно.
  2. Правило Парето стоит соблюдать и в вопросе выбора профессии: на работу, требующую усидчивости, должно приходиться не более 20% вашего рабочего времени. Иначе вы быстро выгорите.
  3. Если вам предстоит работа, требующая усидчивости, продумайте перерывы со сменой видов деятельности. Если будете бросаться на отчёт как Матросов на амбразуру дзота, рискуете очень быстро возненавидеть работу вообще. Даже если вы делаете всего один большой отчёт в месяц, а всё остальное время занимаетесь совершенно другими видами деятельности, то через пару месяцев при таком подходе вы всё равно начнёте задумываться о смене работы.
  4. Чтобы начать что-то ненавистное неусидчивой душе попробуйте уговорить себя позаниматься этим хотя бы 15 минут.  Это не так много, чтобы устать, но и не мало, чтобы не получить первые результаты. Заниматься по 15 минут каждый день, каждые 3 часа или даже каждый час — не настолько сложно, а результаты порадуют и вдохновят на дальнейшие действия.
  5. Включайте музыку, способствующую концентрации, меняйте позы и не злоупотребляйте сладким, когда приходится заниматься работой, требующей усидчивости, — это общие советы специалистов, которые стоит попробовать на себе, что-то может оказаться эффективным.

Учитесь принимать себя и своих детей такими, какие вы есть, и не «переделывайте», а помогайте адаптироваться и развить все свои таланты, — тогда успех будет даваться не тяжёлым трудом, а удовольствием от жизни!

  Оксана Терляева

  Ещё интересные материалы:

Неусидчивость: Что делать?: 1 комментарий

  1. Нас, неусидчивых, так много во взрослом обществе. И да: на нашем примере можно понять,что неусидчивость — не повод расстраиваться и думать о неуспех детей в будущем.
    Спасибо, Оксана, за важные рекомендации: не подгонять, а хвалить за выполненную часть и просить продолжить в том же духе. Без формализма, но с любовью и конкретикой.
    Но дома все гораздо проще, если неусидчив 1, 2 ребёнка.
    А вот в классе, когда таких больше 5, уже возникает поиск способов организации деятельности.
    Им точно нужно что-то интересное, что они смогут сделать, когда невтерпёж. Например, такие дети любят помогать тем, кто не понял тему. Если договориться с ними о тихой помощи и позволить им быть «помощником учителя», мы убиваем двух зайцев сразу: и выплеск энергии «неусидчивому», и коррекция знаний отстающего.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *