Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович
Музыка открывает сердца и учит думать.
В этом материале я собрала идеи, в которых музыка – инструмент для расширения кругозора, словарного запаса, познания себя и окружающего мира. Классный руководитель сможет воспользоваться ими. Также в конце статьи я добавила ссылки на упражнения по этой теме для уроков английского языка. Делюсь всем с удовольствием, потому что люблю то, что делаю и хочу, чтобы музыка вдохновляла Вас на реализацию своих идей.
Для классных руководителей:
Музыка – прекрасная тема, с помощью которой можно выйти на самые разные воспитательные и образовательные цели. Она является вспомогательным инструментом, который, мне кажется, можно внедрять дозировано на самые разные уроки. Я хочу предложить следующие идеи:
1) Опишите то, что слышите.
Предложите ученикам список прилагательных. Вначале разберите с ними, что означает каждое слово. Составьте словосочетания или предложения с ними. Затем дайте установку: слушать мелодию и подбирать к ней прилагательные из Вашего списка. Важно предупредить учеников, что восприятие музыка – это всегда индивидуально, поэтому здесь нет правильных и неправильных ответов. Посоветую учителю фиксировать ответы учеников на ту или иную композицию. В конце задания Вы сможете выбрать того, кто обобщит и сделает презентацию ответов всего класса. Это поможет развить навыки говорения, умение обрабатывать информацию и научит ученика выступать перед аудиторией.
Прилагательные для описания:
Грустная, жалобная, спокойная, светлая, энергичная, жизнеутверждающая, призывная, могущественная, резкая, трескучая, задушевная, сентиментальная, волшебная, напряженная, нежная, тихая, насыщенная, кипящая, мечтательная, духовная, проникновенная, мистическая, примитивная.
2) Объясните, что такое жанры музыки и устройте музыкальную викторину.
Жанров много и это интересно. Рэп, блюз, джаз и др. появились в определенный период и под влиянием той или иной ситуации. Расскажите об этом ученикам и проверьте понимание с помощью вопросов. А лучше подготовьте материал и раздайте группам. Попросите каждую группу сделать краткую выжимку текста в соответствии с основными вопросами (Когда появился жанр? Где появился? Исторический контекст? Представители жанра? Что типично для жанра?). Ребята смогут сделать презентации. Этим заданием Вы будете тренировать командную работа учеников и навыки самостоятельного анализа текста. Объясните ученикам, как презентовать материал лучше и Вы поможете своим ребятам развивать ораторские способности.
Дополните это задание музыкальной викториной. Предложите ученикам фрагменты композиций. Пусть угадывают жанр. Энтузиазм можно подогреть, добавив приз лучшей команде.
3) Угадай мелодию.
Сейчас такое время, когда лучше знают фильм, из которого звучала мелодия, чем композитора и название произведения. Вы можете подарить своим ученикам знания, расширив их кругозор.
Организуйте музыкальный квиз. Подберите популярнейшие композиции и предложите несколько вариантов ответа. Игру можно сделать в виде состязания команд в духе «Мозгобойни» или даже «Кто хочет стать миллионером». Формат выбирать Вам.
Примеры известных произведений:
«Лезгика» А. Хачатуряна, «Канкан», «Тико-тико» Зекинья-де-Абреу, «Кармина Бурана» К. Орфа.
В конце игры задайте участникам подытоживающие вопросы «Ответ на какое задание удивил больше всего?», «Каких композиторов вы узнали?» «Какое музыкальное произведение вы слышали впервые?», «Что запомнилось?», «Какая мелодия нравится из всех звучавших больше всего?».
4) Расскажите о народных инструментах.
Народная музыка и инструменты помогают открыть новые грани восприятия Родины даже тем, кто далек от патриотизма. Расскажите ученикам и дайте послушать то, как звучали инструменты Родины. Вы можете попросить учеников подготовить дома информацию о том или ином инструменте и вместе обсудить на уроке. Или преподнесите рассказ сами и проверьте понимание с помощью викторины. Обязательно дайте ученикам послушать, как звучат народные инструменты.
5) Изучите гимны разных стран.
Гимн – основная мелодия, лейтмотив. Для чего он нужен? Какой он должен быть? Нужно ли знать гимн каждому? А что поют жители других стран? Гимн бывает только государственный или есть еще другие гимны? Какие?
Задайте эти вопросы Вашим ученикам, внимательно выслушайте и соберите наиболее ценные ответы воедино. Вы можете спланировать урок-дискуссию на основе вопросов выше. На таком занятии учитель выступает в роли модератора. Руководите процессом обсуждения и, если нужно, подбрасывайте направления для рассуждений. Например, такие: гимн служит для выражения общей идеи, философии, миссии страны, клуба, организации. Его исполняют, чтобы сплотить темой. В основе гимна лежит текст, как правило, написанный поэтом. Под него специально создаётся музыка, которая отражает дух страны, организации. Разные нации поют о разных вещах, но, в целом, это должны быть идеи, которые объединяют этих людей. Проанализировав гимны стран, можно увидеть национальные особенности. Об этом есть материал здесь.
6) Музыку может создавать каждый.
Музыка состоит из звуков. Верно? Тогда, что Вы скажете про произведение Джона Кейджа.
Включите видео запись выступления музыканта, который исполняет эту композицию. Это будет отличным стартом для дискуссии, что такое музыка.
Дайте ученикам объяснение увиденного, но прежде обязательно выслушайте их мнения. Куда интереснее слушать чистые рассуждения без вкрапления теории.
Логическим продолжением будет этап создания и записи своей музыки. Попросите учеников стать командой музыкантов и аранжировщиков, которым нужно записать на аудио или видео фрагмент своей музыки. Их задача использовать подручные средства. Это задание может уйти в самостоятельную творческую работу в группах дома. На следующем уроке Вы сможете сделать презентацию. Будет интересно, если ребята еще смогут придумать названия своим композициям. Попросите учеников включать аудио или видео своей мелодии. Другим ребятам нужно слушать и пробовать угадать, какие предметы были использованы для создания мелодии. Пусть это будет смело и креативно!
Для онлайн занятий попробуйте использовать вот этот сервис и этот. Ученики смогут создать свою мелодию и сохранить файл.
А сейчас ссылки на упражнения для учителей английского. Здесь Вы найдете файлы с текстами и аудио. Ссылка на аудио «Music and me» здесь.
Также есть аудио книга с заданиями о музыке и звуках на английском языке для уровня А2. Первая часть находится здесь , а вторая здесь.
Татьяна Размыслович.
Ещё интересные материалы:
|
|||
|
|||
|