Мистер Блум для учителей

Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович

3 года назад я была сторонником интенсивных курсов. Мне казалось, что «больше и чаще» — это ключ к успеху.  Моя новая философия – «меньше и систематичнее». На мой взгляд, самый продуктивный вариант сейчас – это меньший объем заданий,  которые студент выполняет часто и систематично.  «Меньше» может стать «больше», если использовать Таксономию Блума.

Что это?

Таксономия Блума (названа по имени создателя) – это иерархическая система, которая определяет уровни познания.   Она хорошо подходит для определения и формирования  целей обучения.  Учитель/ментор/педагог/воспитатель и т.п.  выстраивает процесс обучения согласно этой иерархии и ведёт учеников от простого к более сложному, от подножья к вершине познания.
Таксономию  Блума  можно использовать для любого предмета, возраста или формата обучения.

Посмотрим на систему?

Таксономия Блума – это пирамида уровней.   Самый первый – это знание.  Здесь важно то, как ученик помнит материал. Цель на этом уровне: вспомнить,  назвать, узнать, повторить.

Следующий уровень —  это понимание того, что было выучено. На этом этапе ученик классифицирует, узнаёт, объясняет, выбирает нужное на основе выученного материала.

Далее идёт применение.  Этот уровень предназначен для того, чтобы студент смог применить выученное в каких-то конкретных ситуациях.  Например, разыграть диалог, что-то написать, решить какую-то проблему, используя новые  знания, использовать на практике то, что выучено.

Теперь переходим к анализу. Когда материал усвоен и применен, можно изучить его структуру, подвергнуть анализу связи, методы, принципы создания материала.  Это более высокий интеллектуальный уровень.  Кстати, здесь же можно применять и синтез. Когда мы разобрали всё на части, теперь можем  их составить  по-другому.  Например, если это текстовая информация, то есть такой вариант: иным способом составить её,  что-то удалив.

Далее следует оценка. При наличии определенных критериев можно оценить изменения. Здесь важно слово «критерии», т.к.  без них непонятно, что оценивать.

Вершина пирамиды – это создание чего-то нового. Если ученик прошел все предыдущие этапы, то создание —  это  неминуемо. «Когда у тебя есть ключи к миру, то ты можешь создать свой!» —  я это понимаю так.

Как это применить на уроке?

Я расскажу на примере своего урока английского.  Любопытные учителя-исследователи смогут адаптировать и под свой предмет.
На этапе «Знание» я ввожу новый материал и предлагаю его отработать с помощью приложения Quizlet  (если речь о лексике), а также имитационных и подстановочных упражнений.

На этапе «Понимание» я  добавляю что-то похожее, но уже встречавшееся или выученное. Например, если моя новая тема  — это Present Continuous,  то я покажу студенту предложения из Present Simple и попрошу сравнить их. Моя цель  будет, чтобы студент делал осознанный выбор между этими временами. Также я создам несколько небольших текстов, в которых можно будет проанализировать разные случаи употребления этого времени. Я попрошу ученика читать предложения и объяснять мне, почему здесь это время или что это за случай употребления.

«Применение»: теперь я предлагаю студентам конкретные речевые ситуации,  в которых нужно использовать мою новую тему.  Это может быть, что-то типа «Посмотрите  на фото и опишите его, используя новую тему».

Для этапа «Анализ» я подготовлю печатный или аудио текст, где присутствует среди  прочего и новая тема. Задача студентов  — выделить изучаемый материал, определить, почему он там употребляется, как сочетается с другими конструкциями. Я буду подводить учеников к тому, чтобы они сделали свои выводы.

На уровне «Оценка» мои студенты проанализируют, насколько уверенно они себя чувствуют с новым материалом, в каких ситуациях могут использовать его в своей жизни вне класса.

«Создание» — это всегда этап творчества для меня. Оно выходит за рамки обычных учебных заданий. Единственное, что ограничивает  меня и моих учеников – это мы сами. Из примеров реализованных заданий: создать дизайн открытки, написать текст и внедрить в него изучаемую тему и несколько пройденных.

Что еще?
Когда я училась в пед. колледже, у нас не было ничего подобного под названием «Таксономия Блума», зато была классификация упражнений для развития навыков, были последовательные схемы их развития. Я помню, как мне методисты говорили, что в конце темы ученики должны делать творческий проект  с использованием выученного материала.  Я смотрю на пирамиду мистера Блума и понимаю, что это то, что я знала и раньше, но в  визуально понятном варианте. Поэтому, для себя я решила, что использование пирамиды Блума, – это еще одно хорошее забытое старое, которое актуально  сейчас.

Есть то, что  мне очень нравится у Мистера Блума:  глаголы (в английском варианте: action verbs).  Специально для учителей было подобрано  около 200 глаголов, которые распределены по всем уровням пирамиды.  Эти слова – это готовые  идеи упражнений, заданий для каждого этапа.  На мой взгляд, это очень ценно: просто бери, наполняй содержанием и иди вверх по пирамиде.

И еще: при работе с чтением или для устных ответов, можно использовать технику «Кубик Блума». Загуглите просто эти слова и Вы получите подробное описание и даже схему создания этого самого кубика.  Этот приём интересно использовать на высоких уровнях пирамиды или как альтернативу им.

В итоге?

Я подумала, что раньше я всегда старалась дать больше информации, но в итоге «распыляясь» на многое, студенты неосновательно усваивали нужное.  Я уменьшила своё благородное желание давать больше и сконцентрировалась на меньшем объёме.   Если отрабатывать небольшой материал по системе Блума, то студент пройдёт все стадии, и его знание перерастёт в успешное владение. Таким образом, «меньше» может стать «больше».  А что вы думаете, коллеги?

 Мисс Таня

Ещё интересные материалы:

Модный методический показ от Miss Tania (часть 1)

Модный методический показ от Miss Tania (часть 2)
Переход в онлайн — это естественно

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *