Каждый из нас мечтает в жизни создать что-то значимое. Если даже и не великое и всемирно известное, то хотя бы стоящее — такое, чем можно гордиться и о чём будут помнить потомки. Кто-то грезит международными корпорациями, а кто-то, следуя велению сердца, создаёт музей. Причём не просто музей…
Отправляемся на экскурсию с Матвеем Николаевичем Мацукевичем, директором Народного историко-краеведческого музея в Хотлянах.
Идём за широкоплечим немолодым мужчиной по поскрипывающим доскам коридора сельской школы. Он останавливается, открывает дверь приготовленным заранее ключом и с нескрываемой гордостью говорит: «Вот наш музей. Проходите!».
Свет зажигается, и перед нами предстаёт обычный исторический музей, с его запахами, бликами света в стёклах витрин и особым чувством замершего времени.
Сын быстро разыскивает витрину с винтовками и касками, а я с нескрываемым восторгом замираю перед витриной археологических находок. Матвей Николаевич, явно довольный произведённым впечатлением, начинает мне рассказывать: «Это каменные топоры, это – осколки керамики, им больше 4 тысяч лет». «У нас нашли почти такие же, которым почти по 7 тысяч лет » — бормочу я, пытаясь показать, что владею этой темой, и спрашиваю: «А это всё здесь нашли, в Хотлянах?»
«Да, всё местное, хотлянское» — отвечает он, — «У нас же тут путь из варяг в греки проходил, и могильники сохранились, вот и находят что-то постоянно». «Шнуровики» с их боевыми топорами тут же меркнут перед варяжским путём. «Где тут?» — спрашиваю я, судрожно прокручивая в голове знания по истории, в которых никаких официальных путей из варягов в греки по Узденскому району не значится. «Вот, когда мы к школе подходили, по правой стороне канава была. Это бывшее русло реки Хотлянки, она после мелиорации обмелела сильно, и его распахали. А раньше по ней корабли проходили. Только она и тогда быстрой не была, поэтому говорили «ход ляны» — «медленный ход», так название «Хотляны» и появилось» — терпеливо разъясняет мне Матвей Николаевич.
Пока я безрезультатно пытаюсь представить в голове карты речных систем, чтобы сложить возможный маршрут, на глаза попадается большое каменное изделие, напоминающее плуг, спрашиваю и о нём. «Учёные приезжали, говорят, что это плуг. Только как таким пахать можно, если он тяжеленный, непонятно» — отвечает директор музея, — «Точно такой же только во Франции нашли. Получается, что их всего два в мире».
Впечатлившись «плугом», рассматриваю модель печи по производству железа и старинные железные изделия. Матвей Николаевич рассказывает об экспонатах, а у меня из головы не идут эти самые варяги, которые вполне мирно проплывали по земле моих предков, торговали с ними, рассказывали истории о далёких странах, зимовали на волоках, если приходилось, и даже оставляли тела своих родичей в нашей земле, отпустив их души в Альгаллу. Не выдерживаю и спрашиваю: «А о том, что по Узденскому району проходил путь из варяг в греки кто-нибудь знает?» Он серьёзно смотрит на меня: «Да. Мы знаем. Корреспондентка приезжала, статью написала о нашем музее. Вон в рамочке копия висит».
Уже позже, вернувшись в Минск, я нашла информацию в интернете об этом пути из варяг в греки – реферат школьницы 11 класса Узденской районной гимназии Дины Борисевич, но, увы, ни одной публикации белорусских учёных обнаружить мне не удалось.
Подошли довольные дети, мальчишек всегда больше интересует оружие, чем орудия труда, но множество непонятных механизмов из дерева вызвали интерес даже у моего юного «жителя мегаполиса». Матвей Николаевич неторопливо и с удовольствием объясняет: «Это прялка, с её помощью сучили пряжу. Это – рубель. Знаешь, что им делали?» Приходится подсказывать: «Это предок утюга». Ткацкий станок нам давно знаком, но всё равно глаз ловит местные отличия.
Книжный крестьянский быт оживает и становится простым и понятным. «Так сбивали масло, а вот это – ступа, но Баба Яга в ней не летала» — продолжает знакомить нас с экспозицией Матвей Николаевич. Спрашиваю: «Тоже всё местное?». «Да» — отвечает он, — «Когда в 1981 году Михаил Константинович Лазарь, учитель истории, пришёл ко мне с предложением создать музей, мы все, и учителя, и ученики, собирали всё по крупицам. Дети обшаривали чердаки, сараи и домашние фотоальбомы, учителя работали в архивах. За пять лет насобирали достаточно, чтобы организовать первую экспозицию. В 1994 году получи звание «народного музея» и уже 4 раза его подтвердили».
Я вижу, как светятся его глаза и понимаю, что ему есть чем гордиться – создать настоящий музей даже с командой единомышленников и идейным вдохновителем — специалистом, сможет далеко не каждый.
Рассматриваем стенды с коллективизацией, войнами – много пережили и во многих событиях участвовали хотлянцы. И оружие на витринах тоже настоящее – осталось со времён войны.
«А музей создавался на базе археологических и исторических находок?» — спрашиваю я. «Нет» — улыбается он, — «Музей создавался для того, чтобы рассказать о людях, которые родились в Хотлянах. Нам есть чем гордиться. Наша земля очень богата талантами».
Мы идём дальше, рассматривая экспозицию.
«У нас родился Александр Семёнович Махнач , бывший вице-президент Академии Наук БССР» — рассказывает Матвей Николаевич, — « поэт Белевич Александр Петрович, известный рыбовод Иван Михайлович Соловей, а ещё генеральный директор нашего акционерного общества «Интеграл», Виталий Александрович Солодуха, тоже уроженец нашей земли.»
Стенды с документами, фотографиями, личными вещами. «Сколько же человекочасов надо было затратить, чтобы это всё собрать и оформить!?!»- размышляю я, — «Это насколько нужно верить в идею, чтобы вдохновить и организовать столько людей!»
Матвей Николаевич пробыл директором Хотлянской школы более 30 лет. Это сам по себе срок не маленький, а для должности директора сельской школы, где все и всегда на виду, – это, считай, почти всю сознательную жизнь.
«У нас две группы экскурсоводов: старшая и младшая, они проводят экскурсии по музею для посетителей» — продолжает Матвей Николаевич. «И сами, заодно, изучают историю» — думаю я, — «И им не стыдно сказать откуда они родом, ведь они гордятся своими предками и земляками».
« А сейчас мы готовим материалы о спортсменах, которые родились на нашей земле: известный в прошлом футболист Юрий Трухан из наших мест, и Елена Юрченко, которая играет за республиканскую сборную по баскетболу», — рассказывает директор, — «Вскоре в музее появится информация и о них».
Наверняка после спортсменов появятся ещё известные люди, о которых нужно обязательно будет рассказать подрастающему поколению, и ещё… Даст Бог не обеднеет талантами Хотлянская земля, на которой люди живут уже больше четырёх тысяч лет.
«Интересный музей, но зачем он ему вообще был нужен?» — задаю я сама себе вопрос, но вслух его так и не решаюсь произнести, — «Ведь и так работы хватало, а ещё и семья – Матвей Николаевич с супругой Людмилой Петровной вырастили, выучили и в самостоятельную жизнь отпустили 3 детей. А сейчас со внуками помогают».
Мы пробыли в музее около часа: послушали нашего терпеливого экскурсовода, посмотрели и даже, каюсь, прикоснулись к истории не только духовно – ну не смогла я отказаться от возможности потрогать экспонат, которых всего два в мире. На обратном пути рассмотрели остатки русла Хотлянки, посмотрели на курган, на котором сейчас стоит церковь, поговорили о том, что добраться сюда без машины трудно. Вроде бы как на обычной экскурсии, только очень тепло благодаря Матвею Николаевичу – ведь всё, что человек делает с душой, всегда совсем по-другому воспринимается.
Мы возвращались в Минск, а в голове у меня звучала фраза, сказанная Матвеем Николаевичем: «Человек должен гордиться своей малой родиной и быть её достойным». Наверное, в этом и есть секрет жизни «набело»: без вечного ожидания «когда дадут», жалоб «мало или не то дали» и нытья «везёт тебе», — тебе уже всё дали предки, и как распорядится этим наследством – дело твоей совести.
Ещё интересные материалы:
Мы не рабы, рабы – не мы или пару слов о патриотизме |
|
Как приучить ребёнка готовить уроки? О том, как прививаются полезные привычки. |
|
Что делать с Великим Нехочухой? |