КиноКласс: фильмы для себя и учеников

Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович

«Фильм — это жизнь, с которой вывели пятна скуки», — считал Альфред Хичкок. «Фильм – это ресурс, который грех не использовать», — считает Мисс Таня.

Я не верю, что можно выучить язык с А1 хотя бы до B1, просто просматривая фильмы на иностранном языке. Но я верю, что кино поможет повысить мотивацию в учении и прокачать отдельные навыки. Самое важное – это найти хорошее кино. Я создала подборку фильмов, которые, на мой взгляд, могут побудить любого думать и рассуждать.

Как воспользоваться подборкой:

Если Вы преподаватель, то Вы найдете список тем, для которых можно задействовать эти ленты. Если Вы просто в поиске фильма со смыслом на вечер, то, прочитав описание, Вы сможете понять, зачем смотреть это кино. Обещаю, что спойлеров не будет. Вас ждет 5 фильмов об искусстве и не только.

Моди (2016)

Моди — гибрид романтики, драмы и биографии. Фильм показывает жизнь необычной женщины. Она выделяется среди ряда одинаковых людей своим недугом, мировоззрением и умением творить. Действие происходит в начале 20 века, во времена, когда капитализм проникает даже в деревушки, когда ветер перемен нового столетия позволяет делать то, что раньше было недоступно. Машины, телевидение уже есть, но войны еще нет. В этот период в Новой Шотландии живёт и рисует Моди.

Для себя:

Мне кажется, что есть как минимум 2 причины, по которым стоит посмотреть этот фильм. Во-первых, здесь очень хорошо просматривается ситуация, когда мы вешаем на кого-то ярлык «дурак», «неспособный», «юродивый» и не даём человеку шансов жить в наших глазах вне этого лейбла. Примеры ярлыков очень жестокие, но даже если вы замените слова на более мягкие, то суть не изменится. Мы судим и осуждаем. Посмотрите на Моди, чтобы увидеть, удалось ли ей избавиться от своего ярлыка, а потом подумайте, на кого вы вешаете «бирочку» с осуждением.

Во-вторых, фильм наталкивает на мысль о том, что есть люди с разной степенью эмоциональной щедрости. Главный герой — эмоционально скуп. Он также прижимист в деньгах, но жадность на проявление ласки, добра и сопереживания заставляет содрогнуться. Я сама встречала в реальной жизни людей с эмоциональной скупостью. Кажется, что они перекрывают поток своих эмоций, делают себя пуленепробиваемыми. Посмотрите фильм, чтобы понять, что Моди сделала с таким «железобетонным» в плане эмоций героем.

В учебных целях:

Этот биографический фильм можно использовать для обсуждения в рамках изучения прошедших времен на уроках иностранных языков. Также можно выйти на темы «сексизм» (жизнь Моди у Эверета), «рисовать – это просто».

Фильм не содержит сцен секса или насилия.

Ограбление по Фрейду (2018)

«Ограбление по Фрейду» — анимационный фильм для взрослых любителей искусства. Кино так хорошо приправлено музыкой, что это вполне можно назвать дерзкими высококультурным клипом. Дерзким — потому что здесь будут ограбления, пистолеты, немного крови, агенты ЦРУ и красивые женщины. Высококультурным — потому что здесь множество отсылок к искусству в его разных проявлениях.

Для себя:

Этот фильм можно сравнить с сухим вином. Для кого-то очень кисло, кто-то вообще не приемлет, но любители будут смаковать каждый глоток. Кино буквально сочится искусством, и если вы его любитель, то будете внимательно рассматривать каждую сцену. Режиссер постарался на славу: здесь повсюду интересные детали, ссылки и пасхалки, которые хочется разгадать. Если культура и искусство интересует вас ровно столько же, сколько и вырубка тропических лесов в Бразилии, то кино стоит посмотреть просто ради неординарной графики и хорошей музыки. Есть риск, что фильм вам вообще не понравится. Но это как с красным сухим вином.

Для учебных целей:

«Ограбление по Фрейду» понравится думающей аудитории. Попросите ваших учеников смотреть фильм и выписывать или делать скриншоты моментов, которые их заинтересовали, какую музыку узнали. В качестве примера, я бы показала сцену похищения картины «Двойной Элвис» Энди Уорхола. Воры устроили из ограбления настоящий перформанс со зрителями. Очень любопытны комментарии наблюдающих. Плюс то, как показывается сама выставка – это отличная зарисовка на музеи современного искусства.

Кроме того, сюжет фильма подойдет для пересказа на уроках иностранного языка. Обсуждение финала фильма станет интересным поводом для развития навыка говорения. Также, мне кажется, что «Ограбление по Фрейду» — это к разговору о том, что такое постмодернизм и нуар кино. Попросите ваших учеников исследовать эти темы и найти подтверждения в фильме.

Данный анимационный фильм не содержит сцен секса.

Ван Гог. На пороге вечности (2018)

Ван Гог – один из тех художников, которого знает большинство людей. О нем, а точнее о его ухе слышали даже те, кто далек от искусства. Об этом художнике снят не один фильм. Его картины стали чуть ли не самым известным принтом для кружек, сумок и прочей продукции. В фильме «На пороге вечности» можно будет полюбоваться на его шедевры и увидеть, как он их создавал.

Для себя:

Фильм рекомендован в тех ситуациях, когда у тебя философское настроение и хочется загрузить себя мыслями о вечном, чтобы не думать о бытовых вопросах. А еще кино точно для тех, кто любит пиано музыку, живописный визуальный ряд и интересные мысли-цитаты.

Данное кино — это не совсем байопик. Это скорее визуальная поэзия с биографическим оттенком. На мой взгляд, режиссеры хотели сделать акцент не на деталях жизни художника, а на его эмоциональном состоянии. Мне кажется, им это удалось. Зритель ловит настроение и чувства художника, сопереживает ему и восторгается его работами. Если до фильма я считала Ван Гога одним из сумасшедших, то после просмотра я начала оценивать его как «не такой, как все».

Для учебных целей:

Благодаря популярности фигуры художника, этот фильм будет легко использовать практически в любой аудитории. Кино подойдет для развития 4 навыков 21 века (критическое мышление, креативность, сотрудничество и коммуникация). Попросите ваших студентов ответить на вопросы «Был ли Ван Гог сумасшедшим»? и привести доказательства из фильма. Затем попросите подумать, как можно это объяснить или опровергнуть. Например, он не был сумасшедшим, это просто действие алкоголя и т.п. Для работы в классе удобно показывать этот фильм не целиком, а лишь некоторые моменты. Учитывая, что кино дает зарисовки об эмоциональном состоянии Ван Гога, а не хронологию жизни, то это легко сделать. Уверена, что вопрос «Почему Ван Гог отрезал себе ухо?» вызовет массу обсуждений. Спросите учеников об этом перед тем, как показывать отрывок из фильма на эту тему.

Еще порекомендую сцену (ближе к концу), в которой Ван Гог рассказывает, кем он собирался стать до того, как решил быть художником. Попросите учеников угадать, что его могло сильно увлекать, а потом покажите диалог со священником в лечебнице.

Также фильм классно использовать для тренировки монологической речи. Красивые сцены природы, сопровождаемые музыкой — это хорошая основа для заданий типа «Опишите природу, подберите прилагательные». Лично я сделала следующее упражнение для уроков английского языка: «Посмотрите на пейзаж, опишите его. Какие эмоции он у вас вызывает? Что вас привлекает/не привлекает в нем? Послушайте музыку. Охарактеризуйте ее. О чем она может предвещать? Какое состояния героя она может выражать»?

Кино может стать основой для исследовательской работы или проекта. Попросите студентов найти интересные сведения о Поле Гогене, с которым Ван Гон очень дружил. Затем посмотрите отрывки об их дружбе в фильме и попросите оценить их дружбу. Еще одно интересная тема – это жизнь и устои общества в период жизни Ван Гога. Изучив эти детали, попросите учеников ответить на вопрос: «Почему люди вокруг так боялись художника? Какие нормы он нарушал?».

Фильм «Ван Гог: на пороге вечности» не содержит сцен насилия или секса.

Девушка с жемчужной сережкой (2003)

«Девушка с жемчужной сережкой» — кино об известной картине голландского художника Яна Вермеера. Режиссеры дают возможность заглянуть в студию мастера и его дом, увидеть Голландию 17 века и оценить нравы того времени. Цель фильма – показать, как и при каких обстоятельствах был создан шедевр.

Для себя:

Приятный фильм, который хочется порекомендовать другим. Он не заставляет тебя рефлексировать на философские темы, но и не является пустым.

Режиссеры показывают жизнь Голландии 17 века на примере дома художника. Скорее всего, вас заденут отношения между слугами и хозяевами. Вы будете сопереживать прислуге, удивляться тому, как можно было жить в таких условиях и беспрекословно выполнять все приказы.

Для учебных целей:

Основная линия фильма посвящена истории создания шедевра. Ученикам будет интересно узнать, кто же была эта девушка на картине и почему на ней жемчужная сережка. Также я предлагаю поискать ответы и на другие вопросы: «Что такое камера обскура, которую использовал Ян Вермеер?», «Как изготовляли краски?», «Какого цвета облака?». В дополнении к фильму рекомендую посмотреть TED видео о трех смертельных красках. Их использовал Ян Вермеер и другие художники его времени. Еще я бы предложила тему для обсуждения: «Искусство убивает и разрушает?».

На какие жертвы или уступки идут герои фильма ради искусства? Какие другие примеры можно привести? Эти вопросы заставят вспомнить содержание фильма и позволят углубиться в тему.

Фильм «Девушка с жемчужной сережкой» содержит 1 сцену сексуального характера.

Микеланджело. Бесконечность. (2019)

Красивый фильм о жизни великого Микеланджело, начиная с юношества и до его смерти. Зрители узнают, как мастеру удалось создать грандиозные фрески и с какими трудностями он столкнулся. Фильм напоминает «документалку» с красивым визуальным рядом. Повествование идёт от 1го и 3го лица. В некоторых сценах о своей жизни рассказывает сам Микеланджело, а где-то комментарии дает писатель Джорджио Вазари.

Для себя:

Этот фильм в отличие от всех предыдущих, мне кажется, меньше всего содержит художественного вымысла. Основой послужила биография Микеланджело, написанная самим Джорджио Вазари в те времена. Это кино, по сути, является походом в галерею вместе с мастером. Благодаря качественной съемке можно в деталях разглядеть творения гения и узнать, как и для кого они создавались. Это альтернатива поездке в Италию. Поэтому если вы ищите фильм, который был бы не только развлекательным, но и содержал ценные знания, то это то, что надо.

Для учебных целей:

Этот фильм можно использовать по-разному. Дайте список работ Микеланджело и попросите учеников найти факты и интересную информацию о них из фильма. Задания можно выполнять в группах. Также кино дает возможность взглянуть на Микеланджело не только как на гения, но и как на человека, наделенного страстями. В фильме очень красноречивы фразы самого мастера о своих целях, ощущениях и переживаниях. Попросите студентов проанализировать, что руководило Микеланджело в творчестве, к чему он стремился, что или кто его подстрекал.

Стремление к перфекционизму и амбициозность – это темы, на которые ваши студенты должны выйти. В дополнении к фильму порекомендую узнать о стихах Микеланджело, о важности Папства в те времена и семействе Медичи. Эти дополнительные сведения могут стать заданиями для расширения кругозора.

Фильм не содержит сцен сексуального характера.

Татьяна Размыслович

Ещё интересные материалы:

МетодЧат: разговор с Великим

За волшебством и крепким чаем — в Ирландию

Искусство как зеркало души

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *