Автор: эксперт проекта Оксана Терляева
Самые гениальные идеи глобального масштаба приходят в голову только тогда, когда решаешь проблемы, касающиеся непосредственно тебя. Во всех остальных случаях решения оказываются оторванными от реальности, — ведь объективно судить о том, в чём у тебя нет опыта, практически невозможно. Поэтому в этом материале будем говорить о том, как создать успешный проект на примере первого в Беларуси городского языкового лагеря, — моём детище 2016 года.
Это сейчас английский изучают в летних лагерях даже футболисты, а когда-то это было успешное ноу-хау: проект, принятый родителями, а, значит, обречённым на тотальное копирование или популярность (другими словами).
Так как за моими плечами не один, не два и даже не три успешных проекта, рискну проанализировать свой опыт и предложить алгоритм действий по созданию эффективных решений.
1. Задача должна быть реальной, а не гипотетической
Задачи у меня было две. Первая — это организовать досуг моего 9-летнего тогда сына на июнь. Ребёнок был не любителем коллектива, у него напрочь отсутствовал интерес к спорту и активным развлечениям (о духе соперничества вообще молчим), и, в придачу, вегетарианцем. Выездной лагерь автоматически отпадал, а в школьный ходить он отказался наотрез. Дома его одного оставлять в таком возрасте было некомфортно мне. Это одна часть задачи — личная.
Вторая часть задачи была рабочей: обеспечить доход языковой школе, директором которой я тогда была, на лето. Курсы, которые кормят языковые школы, заканчиваются в мае — июне, а аренду и коммунальные услуги, не считая оплаты работы офисного персонала и отпускных, нужно платить ежемесячно.
И обе задачи на тот момент были для меня одинаково важны.
2. Рассматривайте все возможные ресурсы!
Что я имела в наличии?
— Великолепных преподавателей, у которых был опыт работы с детьми и которые тоже были не против поработать летом. Я до сих пор считаю талантливых и работоспособных людей самым ценным ресурсом любого проекта.
— Большие комфортные аудитории в высотке на площади Свободы, в которых была хорошая новая мебель и даже кондиционеры, — шикарные условия для занятий.
— Детские группы и таких же, как я, родителей, которые могли отправить на месяц ребёнка на дачу с бабушкой, месяц — вместе в отпуске, и которые напряжённо размышляли, куда пристроить драгоценное чадо ещё на месяц.
— Множество объектов общепита в шаговой доступности, а также культурно-развлекательные объекты поблизости.
— Школьный лагерь, в который так не хотел идти мой ребёнок, в виде дамоклова меча, хорошо стимулирующего мышление.
— Ну и опыт организации работы загородного лагеря (когда-то мне довелось поработать старшей вожатой и старшим педагогом в одном лице в течение лета, это не считая опыта просто вожатой и воспитателя до этого).
3. Рассматривайте все идеи, приходящие в голову!
После того, как исходные данные были уложены, я разрешила идеям приходить в голову. Даже если это странно звучит, то дело обстояло именно так: я отпустила ситуацию, занявшись обычными делами, которых хватало. Да, я обсуждала рабочую ситуацию с коллегами, а личную – с подругами, но готовое решение никто предложить был не готов. Хотя замечательные идеи, воплощённые позднее, коллеги мне озвучили: так родился курс «Трансформер» с избирательным посещением занятий, — идея Анны Ершовой, нашего маркетолога; «Speak-dating» — клуб, позволяющий разговориться на английском, и, заодно, познакомиться, и «Английский уикэнд» — выезд на выходные для полного погружения в искусственно созданную англоговорящую среду Татьяны Размыслович, и другие, не менее интересные, но речь не о них.
4. Ловите инсайт!
Идея пришла в голову внезапно и показалась мне настолько простой, что я решила, что где-то просто о ней читала или слышала, но забыла, поэтому нырнула в интернет в поисках готовых программ будущего летнего детского городского языкового лагеря. И ничего не нашла! Только 2 объявления о том, что кто-то в Санкт-Петербурге и Киеве планирует проводить такие лагеря будущим летом. И больше ничего!!!
И я поняла, что если я хочу сделать этот проект, то всё придётся продумать самой.
5. Обращайтесь к профессионалам и/или учитесь, если не можете опереться на собственный опыт!
Если опыт организации детского досуга у меня был собственный, и я знала требования к количеству детей на метр квадратный помещения, специфику мебели, нормы о наличии воды и доступности санузлов, то с программами по английскому для детей у меня было совсем никак. Выручила талантливая Валерия Мухля (ныне Кравченко), тогда выпускница БГУ, уже проявившая свои способности за время работы в школе. Вместе мы составили программу для групп разных возрастов (от меня – организационно-развлекательная часть, от неё – учебно-методическая).
С коллегами обсудили продолжительность смены, посчитав оптимальное количество часов занятий для того, чтобы и дети, и родители увидели эффект от лингвистического лагеря. Именно поэтому наши смены были по три недели, а не две, и количество детей в группах было 6-8 человек.
Организация питания стала отдельной темой, о которой не могу вспоминать без улыбки: неделю мы с коллегами питались в различных точках общепита поблизости. У меня остро стоял вопрос меню, ведь мой ребёнок мясо не ел вообще. Значит, и другие дети должны были иметь возможность выбирать еду. Наконец, нашли отличную столовую самообслуживания при Совете депутатов, где нас согласились кормить между основными потоками. Вспоминаю эту столовую с чувством благодарности за их терпение, вкусную еду и очень лояльное отношение посетителей, которые, оказавшись в хвосте галдящей детской очереди, ни разу не высказали недовольства или возмущения.
В лагерь приглашала только преподавателей, которые умели работать с детьми и хотели это делать. Зарплату предложила объективно соответствующую продолжительности рабочего дня и нагрузке, жадничать в таких случаях себе дороже обходится. И до сих пор очень признательна Валерии Мухле, Ксении и Анастасии Канцуровым, Кристине Якубель, которые взяли первые группы этого лагеря. На самом деле результатом их труда стало то, что около трети детей пошли к нам на 2 и 3 смены, ну и, разумеется, удивлённые слова родителей о том, что дети не хотели оставаться дома, куда-то уезжать и просились ещё на смену.
6. Анализируйте результаты и делайте выводы!
По итогам трёх смен оказалось, что проект принёс достойную прибыль компании, благотворно повлиял на её имидж, привел к нам новых студентов без дополнительных вложений, а ещё позволил получить очень интересный опыт преподавателям. Это не говоря о довольном сыне, который будил меня по утрам сам, торопя в лагерь!
Да, мы отказались от идеи проводить польский, немецкий и китайский языковые лагеря, т.к. не смогли набрать группы. Отказались от идеи дополнительных занятий, т.к. дети уставали. Но это нормально — анализировать опыт, чтобы сделать проект лучше.
Потом мы провели лагерь на зимних каникулах. А в феврале-марте я увидела, как появляются предложения детских летних городских языковых лагерей на предстоящее лето. И это было очень приятно.
Второе лето было уже не таким: групп стало больше, их закрыли ещё в апреле, детей стало по 10 человек в группе, изменили организацию питания. Только преподаватели в лагере остались такими же творческими и талантливыми, за что им огромное спасибо не только от меня, как бывшего директора языковой школы, но и от родителей детей, полюбивших английский!