Как полюбить немецкий на слух?

Автор: эксперт проекта Анастасия Воробьёва

«Почему понимать речь на слух так сложно? Носители языка всегда так быстро говорят?»- эти вопросы мне постоянно приходится слышать от моих студентов после прослушивания аудиоматериалов.

В ответ я говорю им, что при чтении, письме и говорении можно самому определить темп речи, можно сделать паузы и исправить ошибки, но при восприятии речи на слух мы никак не можем повлиять на этот процесс. Нам остается только слушать, анализировать в уме, запоминать услышанный материал и таким образом вникать в суть.

Чтобы научиться воспринимать немецкий на слух, нужно знать, с чем мы обычно сталкиваемся при работе с аудированием, поэтому рассмотрим в начале типичные задания для восприятия на слух:

  • диалоги (у врача, в магазине, описание дороги и т. д.),
  • дискуссии на разные темы,
  • интервью,
  • монологические тексты (объявления в супермаркете, на вокзале и т.д.),
  • аудио- и видеоматериалы (фильмы и фотоистории с аудио сопровождением).

На основе своего преподавательского опыта хочу поделиться наблюдениями: — обязательно начинайте любое аудирование с контекста, т. е. перед аудированием нужно описать картинку, связанную с будущим текстом для прослушивания, инсценировать всевозможные диалоги по этой теме, посмотреть видеоматериал сначала без звука и предположить, о чём пойдёт дальше речь.
Моим любимым способом для снятия лексических трудностей является «словарный ёжик». Прежде чем слушать текст со своими студентами, к примеру, по теме «das Wetter» (Погода) мы «накалываем» на ежовые иголки слова по теме и таким образом активируем словарный запас и вызываем определённый интерес к предстоящему аудированию:

der Schnee (снег),  kühl (прохладно), kalt (холодно), warm (тепло).

Чтобы успешно справиться с аудированием, знакомимся с его целями:

Во-первых – это глобальное понимание (понимание основной проблематики текста, т. е. при первом прослушивании не стоит вникать в детали и «цепляться» за незнакомые слова. Даже если что-то не понятно, то надо продолжать слушать дальше),

Во-вторых – это выборочное или селективное понимание (после прослушивания нужно ответить на вопросы, связанные с содержанием, соотнести информацию, выбрать «верно, неверно», восстановить хронологию событий и др.),

И в-третьих – это детальное понимание (нужно услышать какую-то определённую информацию, к примеру, время отправления поезда или стоимость кроссовок).

Чтобы достичь успеха в этом виде речевой деятельности, после прослушивания нужно обязательно проанализировать материал, потому что там представлено огромное разнообразие языковых средств, грамматических структур, присутствуют лексический пласт и фонетическая составляющая языка.
Анализ может происходить в форме обсуждения услышанного, грамматических упражнений, интервью или реконструкции продолжения истории аудирования. Желательно, чтобы задания были интересными и вызывали только положительные эмоции. На своих занятиях, к примеру, для пересказа я часто использую клубок из очень длинной ленты – студенты сидят в кружке и передают друг другу этот клубок, реконструируя при этом услышанный материал (пока клубок разматывается – не закончится и пересказ).

Для тех, кто хочет заниматься самостоятельно, рекомендую:

а) перед аудированием освежить словарный запас по теме и мысленно представить возможную беседу,

б) при первом прослушивании поставить перед собой задачу понимания главной сути текста,

в) при втором и последующих прослушиваниях постараться овладеть важнейшей информацией в зависимости от вида заданий и обратить внимание на детали,

г) на этапе тренировки слушать тексты минимум 3 раза,

д) сделать лексический и грамматический анализ после прослушивания материала.

Восприятие на слух даётся не всегда легко и быстро, но посредством многочисленных упражнений, ежедневного прослушивания аутентичного материала — песен, фильмов на немецком, общения с носителями, самостоятельной работы, поддержкой Вашего преподавателя можно достичь очень высоких результатов — верьте в себя и всё получится!

Анастасия Воробьёва

Ещё интересные материалы:

Как просто взять и заговорить на немецком?

Как сдать экзамен по немецкому без стресса?

Как стать мастером по запоминанию немецких слов?

 

Как полюбить немецкий на слух?: 4 комментария

  1. Чтобы понять текст бывает нужно прослушать не 2-3 раза, а слушать 10-15 раз и более и не гарантий что все поймешь. Около года слушаю но результата не имею.

    1. Научиться воспринимать речь на слух можно только благодаря усердным тренировкам, поэтому Вы правильно делаете, что слушаете текст много раз. Но просто прослушивать много раз недостаточно, особенно на начальном этапе изучения языка. Важно помнить, что понимание речи на слух тесно взаимосвязано с другими видами речевой деятельности- говорением, письменной речью и чтением. Поэтому до прослушивания текста было бы хорошо проговорить, прочитать и прописать по этой теме. После прослушивания нужно обязательно проработать транскрипцию текста и таким образом выяснить для себя, что было непонятно. Самое главное — это выработать для себя определённую систему, по которой Вы сможете анализировать прослушанные тексты. Нужно набраться терпения, стараться ежедневно уделять языку время и всё обязательно получится.

  2. А как быть, если после 10 кратного прослушивания нет «глобального» понимания текста?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *