Детские игрушки. Как правильно выбрать?

Автор: эксперт проекта Наталья Абазовская

Игрушки считаются обязательным атрибутом детства. Ведь ребенок играет всегда,  игрушки могут занимать детей часами. Они являются важным аспектом социализации детей, ведь благодаря игре ребенок учиться проживать определенные роли, события, действия, овладевает знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе в дальнейшем. Поэтому выбор игрушки  для ребёнка — дело ответственное!

Игрушки подразделяются на определенные группы в зависимости от основных функций и назначения:

— развивают первоначальное движение и восприятие;

— способствуют физическому развитию;

— знакомят с окружающей природной средой;

— знакомят с трудовой деятельностью;

— способствуют музыкальному и художественно-эстетическому развитию.

Также существуют игрушки-забавы, которые воспитывают у детей жизнерадостность и умение удивляться, и елочные и карнавальные игрушки для создания веселого детского праздника.

Отдельно выделяются настольные игры, которые способствуют развитию у детей памяти, сообразительности, выдержки, находчивости, умение работать в команде, дисциплинируют детей, развивают у них глазомер, меткость, ловкость.

Игрушки приобретаются родителями или воспитателями, педагогами детских учреждений. Для того, чтобы игрушка была не только интересна и полезна ребенку, но и была безопасной для него, необходимо обращать внимания на следующие свойства:

—  функциональные свойства определяются ее игровыми качествами, т.к. ребенок любит ту игрушку, которая лучше исполняет его замыслы и от этого зависит то воздействие, которое игрушка окажет на его воспитание. В играх дети знакомятся со свойствами и функциями предметов, учатся решать задачи, требующие от них умения размышлять, быть находчивыми и наблюдательными. Игрушки, непонятные ребенку или слишком простые, не интересуют его. Поэтому основными для игрушки являются её занимательность, а также соответствие формы, размера, цвета, массы и  игровых достоинств игрушки запросам детей, их возрасту и наклонностям. Последнее является весьма важным, так как зачастую родители могут купить слишком пока ещё сложную для восприятия ребенка игрушку. Например, железную дорогу не рекомендуется покупать ребенку до 4-х лет, она сложна для сборки, в ней много мелких деталей, и, как показывает практика, часто в неё потом играет папа, а не малыш….

эргономические свойства отражают степень удобства пользования игрушкой, а также насколько игрушки гигиеничны и соответствуют антропометрическим, физиологическим и психофизиологическим особенностям детей определенного возраста. Важным здесь является, конечно, удобство пользования игрушкой, т.е. соответствие игрушки физическим и умственным способностям ребенка, возможность ее использования именно ребенком. Я думаю, многие из вас наблюдали такую картину: папа с упоением управляет радиоэлектронным вертолетом, купленным именно для ребенка, а малыш лет 5-6 просто стоит рядом, так как пульт управления для его ручек большой и как направлять вправо-влево, вверх-вниз он пока ещё не понимает. Или другой пример, когда годовалому малышу дарят огромного медведя, для него это не «милый белый пушистый медвежонок», а огромный монстр, и часто дети пугаются такой игрушки и стараются обходиться стороной, ну, а привыкнув, играть не с ним могут, могут лишь иногда заснуть на нем… Другой не менее важный фактор — гигиеничность игрушек — зависит от того, насколько материал из которого они изготовлены, форма и конструкция исключают возможность накопления грязи и развития болезнетворных микробов, насколько легко игрушка очищается от пыли и грязи;

эстетические свойства характеризуют общественную ценность и социально-культурную значимость игрушки, выраженную в форме, выражают способность игрушки воздействовать на внутренний мир ребенка, имеют большое значение для эстетического воспитания детей. Конечно, главным здесь являются новизна формы, разумность размера, высокое качество производственного исполнения, ведь красивая и качественная игрушка будет способствовать развитию у ребенка умения видеть красоту.

безопасность и безвредность игрушки на сегодняшний день является основным фактором, по которому родитель должен подбирать игрушку для своего ребенка. Наличие безопасности и безвредности предполагает гарантию того, что игрушка не может повредить здоровью ребенка, т.е. поцарапать, уколоть, поразить электрическим током, вызвать раздражение кожи или отравление.

По возрастному назначению также выделяют несколько групп игрушек:

Игрушки для детей ясельного возраста (до 3 лет) отличаются простотой и совершенной геометрической формой, яркой раскраской. Они легкие, хорошо озвучены, просты по конструкции и принципу действия, к ним относятся: погремушки, пирамидки, мячи, каталки, лопатки, лейки, совки, ведерки, кубики с картинками и др.

Особое внимание следует уделить экологичности, прочности игрушек и отсутствию в них мелких деталей, — ведь маленькие дети пробуют всё на вкус! Они активно изучают мир, поэтому игрушки своими формами и фактурами должны им в этом помогать. Пальчиковые краски тоже окажутся очень кстати. Тесто для лепки тоже возможно, но родителям нужно быть очень бдительными. И, разумеется, первые книжки из прочного картона, с большими и яркими картинками.

Игрушки для детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) носят творческий характер, будят фантазию и более разнообразны. Ассортимент включает: куклы, машины и другие виды техники, кукольную мебель и посуду, мозаики, велосипеды, простейшие конструкторы, электрифицированные железные дороги, наборы цифр и букв, игры-забавы и др.

Очень важна возможность манипулировать предметами: скручивать-раскручивать, разбирать и собирать в новые модификации, переставлять, завязывать — развязывать, — творить. Очень хороши различные наборы для творчества. Благо, их сейчас много и разных. Можно выбрать то, что будет интересно именно вашим детям: от аппликаций пластилином до  скворечников с кормушками. Разумеется, родительское участие никто не отменял!
Книги  — обязательная часть нормального развития детей в возрасте 3-6 лет. Не только красивые и интересные, но и позволяющие творить: наклеить, раскрасить, вырезать, добавить, — это те действия, которые позволяют детям учиться творить и получать удовольствие от чтения.

Игрушки для детей школьного возраста (от 6 до 14 лет) отличаются более высокой сложностью, в большей мере учитывают наклонности детей, часто требуют серьезного, вдумчивого подхода. Ассортимент включает: технически сложные игрушки (роботы, трансформеры), наборы детских инструментов, наборы для химических и физических опытов, электронные игры, настольные игры, музыкальные игрушки и др.

Чем старше становятся дети, тем лучше они понимают, какие сферы жизни им наиболее интересны (даже если в текущий момент времени), поэтому готовы чётко озвучивать, что именно им бы хотелось получить. Если не знаете интересов ребёнка, и дарить очередную куклу или машинку не готовы, то рассмотрите в качестве подарка наборы для опытов или экспериментов и энциклопедии для мальчиков или девочек, — и полезно, и понравится.

На что же обращать внимание при покупке игрушки:

  1. Игрушки для детей ясельного возраста (0-3 года), особенно для малышей до одного года, должны быть изготовлены из хорошо моющихся материалов: пластмассы, резины, из древесины, хорошо отполированной.
  2. Не покупайте резиновые игрушки, имеющие неприятный запах и липкую поверхность на ощупь. Это означает, что игрушка долго хранилась без соблюдения необходимых условий, и в ней уже могли начаться процессы разложения.
  3. Крупногабаритные игрушки из полимерной пленки, предназначенные для игры на воде, должны иметь не менее двух изолированных камер для поступления воздуха. Шов малого диаметра игрушек из полимерной пленки должен быть заварен внутрь.
  4. Надувные игрушки в надутом виде должны сохранять правильную форму и быть устойчивыми на ровной поверхности.
  5. В мягких игрушках набивка должна быть равномерной и плотной, соединительные строчки должны быть выполнены аккуратно, без торчащих и необрезанных ниток.
  6. Приводные механизмы, острые концы крепежных деталей в игрушках должны быть не доступны для ребенка.
  7. Детали конструкторов должны иметь правильную форму, гладкую поверхность без острых, режущих краев, заусенцев, вмятин. Все механизмы, электронно-оптические и акустические приборы должны надежно крепиться. Конструкция сборных игрушек должна обеспечивать прочность соединений, легкое и надежное их функционирование.
  8. Игрушки из пластмасс не должны иметь острых граней, заусенцев, трещин, поверхность игрушек без пятен, вздутий и расслоений, окраска поверхности ровная, без пропусков, пятен.
  9. В куклах крепление деталей и глаз­ного механизма в головке должно быть прочны, а одежда кукол должна быть съемной для дальнейшей возможности в дальнейшем произвести ее стирку.
  10. Обязательно необходимо обращать на возрастные ограничения пользования игрушкой. На игрушках, не предназначенных для детей в возрасте до 3 лет, обязательно нанесено условное графическое обозначение с предупреждающим указанием возрастной группы

Для детей до 3-х лет не рекомендуется покупать мягкие ворсовые игрушки, т.к. в этом возрасте дети часто берут игрушки в рот и мелкие ворсинки могут попасть в дыхательные пути.

 

Теперь Вы знаете, как правильно выбирать игрушки с учётом  их назначения и возраста детей,  значит, будете дарить им те, которые обязательно станут любимыми!

Наталья Абазовская

Ещё интересные материалы:

Что делать с Великим Нехочухой?

О чём и как говорить с ребёнком?

7 секретов скорочтения

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *