Что делать, если… (версия для учителей)

Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович

Каждый учитель периодически задаёт себе или коллегам вопрос об учениках и учебниках, нагрузке и загрузке, вдохновении и проф.истощении.  Я собрала для вас, уважаемые коллеги, интересные вопросы, на которые нет однозначного ответа. Я предложу своё видение решения проблемы, а вы оставьте своё в комментариях. Присоединяйтесь ко мне! Это будет по-учительски сложно. Но мы ведь любим интересные задачки?!

Что делать, если ученики регулярно опаздывают на мои занятия?

Если это индивидуальные  занятия, то ничего не нужно делать: просто проводить  урок и завершать его в положенное время. Урок будет короче, но это выбор ученика. Учитель работает по расписанию, поэтому какие вопросы?
В групповых занятиях действует тот же принцип: учитель начинает урок, опаздывающие тихонечко подтягиваются и включаются в работу. Учитель акцентирует на входящих ровно столько внимания, сколько нужно, чтобы он их заметил и попросил включиться в работу. Если педагог опасается, что такое лояльное отношение к опаздывающим может создать тренд «приходить не вовремя на его урок», то можно попросить опаздывающих сдавать персонально домашнее задание на оценку или что-то в этом роде, если ситуация повторяется 2-й или 3-й раз подряд.

Что делать, если ученикам ничего неинтересно? Они пассивные на занятиях?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно уточнить 2 момента: 1) Кому именно неинтересно? Какому числу/проценту учеников? (ведь в любом коллективе есть те, кому не подходит то, что нравится большинству)   2)А что сам  учитель вкладывает в понятие «интересно» и «активно»? (ведь то, что видит один человек, может совершенно не видеть другой).
Если процент учеников, которым «неинтересно», небольшой, то учитель может использовать индивидуальный подход и дифференцированное обучение. Т.е. можно банально спросить у ученика: «А что тебе нравится делать? Какие задания ты бы хотел делать на моем уроке»?
Если учитель понимает, что количество «неинтересующихся» достаточно большое, значит, это повод подумать над усовершенствованием своих уроков. Как понять, куда двигаться  и что менять? Нужно спросить об этом самих учеников. Нет ничего проще и эффективнее, чем говорить с теми, кого вы учите. Провести соцопрос, предложить попробовать разные задания и получить обратную связь, попросить их написать  о том, что они любят…. Вариантов много. Учителю не обязательно следовать каждому желанию ученика в этом вопросе. Можно составить договор. Т.е. педагог готов добавить в учебный процесс то, что написали ученики, но при том условии, что ученики будут также выполнять и то, что нужно по программе. С учениками можно договариваться.

Что делать, если я хочу развиваться профессионально, но у меня нет на это сил и времени?  Меня постоянно зажимают ненужной работой, какими-то обязанностями, задачами, конкурсами, олимпиадами  и тем, на что я не хочу тратить время?

Нужно поговорить с собой. Прежде всего, спросить у себя: «Я, действительно, хочу в этот период жизни развития»? Просто если ты чего-то хочешь, то делаешь это. Примеры реализации этого принципа есть в жизни у каждого. Даже если у учителя большая нагрузка, он всё равно находит время (пусть и немного) на своё развитие. И кто сказал, что олимпиады не развивают?
Но если учитель честно осознаёт, что в этот период жизни он просто не может делать то, что ему бы хотелось, то себе надо честно в этом признаться, а не отнекиваться фразами «я хочу, но…» и, тем более, не надо пытаться усидеть на двух стульях. Не можешь —  не делай. Это экономит энергию. Придёт момент, когда ты захочешь и тогда всё получится. Хотя момент может не прийти из-за внутренних конфликтов. Такое тоже бывает.

Что делать, если мне платят мало денег? 

Мало – это сколько? Мало  —  для чего? Мало  —  в сравнении с кем? Мало —  за какие условия труда? Мало —  за какой объем работы? И  это всё равно мало  при том, что у тебя есть поле для развития и роста?
«Мало» — это такая  же относительная вещь, как и понятия «хорошо», «плохо» или «правда». На самом деле, если сравнить зарплату учителя по разным критериям, показателям и пр., то может получиться совсем не мало.  Но это же всё индивидуально.
Поэтому если педагог убежден, что ему мало платят, то есть как минимум несколько вариантов решения навскидку: 1) увидеть или узнать о работе тех, кому платят меньше 2)подумать, как можно увеличить свой доход, разработать план и начать это делать 3)уменьшить количество расходов 4) отправиться на пару суток на вокзал и прожить это время там без денег вообще (именно такой вариант предлагали успешным бизнесменам как способ избавиться от хандры и пресыщения жизнью. Получив этот опыт, они начинали по-другому смотреть на то, что  у них есть).

Что делать, если мне не нравятся пособия, по которым я вынужден работать?

Внедрять свои разработки и материалы. Совсем не обязательно вести полностью урок по предписанному учебнику. Учитель имеет право дополнять урок так, как считает нужным. Можно следовать программе, заменяя  текст из учебника на свой.  Более того, можно использовать учебник, но укрепляя или видоизменяя задания. Вот здесь, например, рассказывается, как это можно делать на уроках английского языка.

Что делать, если мне не нравится моё место работы?

Понять почему.  Можно поменять работу и делать это до тех пор, пока не найдёшь другое, но куда эффективнее, понять, что именно не нравится на текущем месте работы.  Для этого можно использовать тетрадь: просто описываем, что не устраивает и почему. Потом даём тетради время полежать  и вспоминаем о ней спустя несколько дней. Перечитываем записи и представляем, что это писал кто-то другой. Пытаемся абстрагироваться.  Читаем и даём рекомендацию  тому, кто это написал, как будто бы Вы вообще не знакомы.  Через какое-то время снова перечитываем. Цель задания: понять, что именно можно изменить на текущем месте работы. Затем нужно попробовать это сделать. Возможно, разговор с завучем о нагрузке, установление более доверительных отношений с родителями или смена класса, помогут поменять отношение к текущей работе. Даже если это всё и не получится реализовать, то всё равно успех уже есть. Вы уже будете точно знать, что важно для Вас на новой работе, и, конечно же, приобретете навык решения проблем.

Что делать, если я не люблю своих учеников? Точнее тех, кто вообще ничего не хочет делать, тех, кто мне срывает урок, тех, кто меня бесит.

Если Вы не готовы поменять работу, то поменяйте подход.  Кардинально. Можно попробовать упражнение «Пойми другого». Его нужно делать каждый день и достаточно долго (пока не заметите изменения в собственном мышлении).
Как делать: выбираем объект (например, Вася Петров, который постоянно ест на уроке семечки). Начинаем объяснять себе, почему он так делает, кроме вызывающей агрессию мысли о том, что он специально действует Вам на нервы, или предположений о недостаточности воспитания. Итак, Вы начинаете размышлять, почему люди едят в местах, для этого не предназначенных. Возможно, у него в семье мало еды и поэтому он так убивает голод. А может, его друзья взяли его на «слабо» и ему очень не хочется проиграть. А что если Вася хочет бросить эту привычку  грызть семки, но не может. Зависимость. А вдруг Вася просто пытается избавиться от привычки грызть ногти. Вместо них, грызет семечки. Сила воли!
Это упражнение не сразу, но научит Вас не воспринимать любое действие как оскорбление. И реагировать на ситуации Вы начнёте совсем по-другому. Результат от него Вам понравится. Главное: работать над собой.

Что делать, если мне уже надоело читать то, что советуют или то, чем хвастаются другие коллеги? На них посмотришь, так они все такие молодцы, а я ничего нигде не пишу. Что получается: я не такой крутой учитель, как они, просто потому что я об этом не кричу везде?

Уважаемый учитель, каждый человек ценен и важен. Даже если Вы об этом не трубите повсюду, это еще не означает, что у Вас что-то плохо получается. Можно всем обо всё рассказывать, но тихо ненавидеть свою работу. А можно тихонечко заниматься тем, что любишь и получать удовольствие. Каждый индивидуален. Пользуйтесь этим. Зачем Вам примыкать к этой безликой группе «все»?!
Уважаемые коллеги, а какие ситуации и вопросы есть у вас? Оставляйте в комментариях, вместе с вашими версиями ответов на те, которые вы прочитали выше.

Татьяна Размыслович

Ещё интересные материалы:

 SEL: социо-эмоциональный тренд

Когда твой ученик устал

Сказочный урок: как это?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *