Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович
Меня очень давно интересует тема анализа текстов. Я верю, что чтение — это лучший источник для развития аналитического и абстрактного мышления, расширения кругозора, получения знаний и поиска ответов на свои вопросы о мире и о себе. Читая, можно найти скрытую информацию. Текст передаёт эмоции, желания и страхи человека. В строчках зашифрованы важные идеи и ценные инсайты. В рамках процесса обучения чтение играет решающую роль. Хорошо составленный текст и грамотный подход к нему в состоянии научить не хуже, чем вебинары, стримы или непосредственное общение с учителем.
Вот здесь я разбирала типы чтения для работы с учениками и рассказывала, как я вижу работу с каждым из них в классе и самостоятельно. В этом материале я хочу показать пример анализа рассказа или истории. Я поделюсь простой схемой, которую можно использовать как на уроках иностранных языков, так и литературы. Уверена, Вам пригодится!
Анализ текста — это сложно:
С точки зрения литературоведения проанализировать произведение – это значит детально его изучить, т.е. разобрать текст на части, изучить стилистические средства, приёмы, стиль автора и т.п. Всему этому обучают на филологическом факультете и не один семестр. В рамках обычных уроков учителю нет нужды пускаться в длительное объяснение всех нюансов. Поэтому, создавая эту схему, я принципиально стремилась к упрощению. Мне важно было подобрать такие задания, которые можно использовать в применении к любому тексту, и которые не потребуют от учителя особой подготовки, кроме как первичного объяснения и тренировки.
Скелет истории:
Я регулярно разбираю тексты на своих уроках английского языка. Для этого использую небольшие и не очень сложные тексты, которые задаю на дом для чтения и перевода. На самом занятии вначале разбираем интересные слова, грамматические конструкции, я поясняю исторические реалии, если нужно. Затем я прошу студентов заполнить вторую колонку в таблице. (Здесь я привожу русскоязычную версию, но на своих уроках пользуюсь англоязычной. Её можно найти здесь.) Студент может выделять нужную информацию в самом тексте и что-то помечать в таблице. При выполнении этого задания я акцентирую внимание учащихся на том, что здесь мы просто ищем информацию в тексте. Мы не добавляем своё мнение, не пытаемся что-то прочитать между строк и домыслить. Только поиск информации. Еще один важный момент: я упоминаю, что можно заполнять не все графы в таблице. Это общая схема для анализа историй, которые мы будем обсуждать на уроках.
Обстановка. Место. Декорации.
Найдите в тексте информацию о: — месте, |
|
Персонажи.
Выделите персонажей в истории. Найдите информацию о главных персонажах. Разделите эти сведения на 2 группы: 1) общее описание героя 2)характеристика героя через другого персонажа (это когда один герой описывает другого или рассказывает, как он его воспринимает и что знает о нём). |
|
Сюжет.
Выпишите события в том порядке, в котором они разворачиваются в тексте. Выделите события с наибольшим эмоциональным накалом. |
|
Рассказчик.
От какого лица идёт повествование в истории? |
|
Диалоги. Выделите диалоги в истории. Известно ли место общения? Повод? |
После заполнения таблицы и разметки текста, мы переходим к групповой проверке текста. Я использую фронтальный тип работы, в котором каждый дополняет друг друга при необходимости. Цель этого этапа – получить как можно больше информации из текста. Далее мы переходим к размышлениям. Я предлагаю студентам заполнить вторую колонку в другой таблице. Когда я даю это задание впервые в группе, то всегда выполняю этот этап вместе с ними. Задаю наводящие вопросы и направляю размышления в нужное русло. Впоследствии это Ваши ученики смогут делать самостоятельно.
Размышления. Обстановка. Место. Декорации. Что место и предметы говорят о героях? Как они могут их характеризовать? Какую атмосферу создаёт обстановка/социальная среда в данной истории? |
|
Персонажи. Какие черты героев угадываются исходя из их прямых и косвенных описаний (т.е. посредством других персонажей)? Исходя из описаний герои вызывают симпатию или отторжение лично у Вас? |
|
Сюжет. История рассказана в хронологическом порядке? Каким событиям уделяется больше внимания? Как думаете, почему? |
|
Рассказчик. Как думаете, почему был выбран именно такой рассказчик? Верите ли Вы этому рассказчику? Почему? |
|
Диалоги. Как думаете, что ощущал каждый из участников диалога во время общения? |
На этапе «Размышления» я активно прошу студентов высказывать их точку зрения. Ведь теперь на основе полученной информации можно делать выводы. Основное правило: каждая точка зрения должна быть аргументированной. Работу удобно проводить в мини-группах, а затем проверять основные моменты фронтально.
Следующий этап — это обобщение. Здесь я предлагаю студентам подумать над темой, идеей, общей атмосферой рассказа и выразить личное впечатление.
Тема.
(О чём эта история. Это может быть 1 слово или словосочетание. Пример: любовь, взаимопомощь среди животных и т.п.) Идея. |
|
Атмосфера.
Как бы Вы охарактеризовали общую атмосферу этой истории? |
Что еще можно делать:
Для меня работа с текстом — это удовольствие. Всегда есть много вариантов, как проанализированный текст можно использовать и в домашнем задании, и на последующих уроках. В частности, я прошу прочитать диалоги, разыграть их, конвертировать их с помощью косвенной речи или с помощью reporting verbs, придумать подобные свои. В качестве домашнего задания всегда уместен пересказ, эссе или поиск дополнительной информации по теме. И не только это! Придумывайте и добавляйте нужные упражнения в зависимости от того, какой навык хотите потренировать.
Ещё интересные материалы:
Как использовать стереотипы в учебном процессе? |
||
|
||
Искусство задавать вопросы по-английски |