Анализ текста как учебное приключение

Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович

Меня очень давно интересует тема анализа текстов. Я верю, что чтение  — это лучший источник для развития аналитического и абстрактного мышления, расширения кругозора,  получения знаний и поиска ответов на свои вопросы о мире и о себе. Читая, можно найти  скрытую информацию.  Текст передаёт эмоции, желания и страхи человека.  В строчках зашифрованы  важные идеи и ценные инсайты. В рамках процесса обучения  чтение играет решающую роль.  Хорошо составленный текст и грамотный подход к нему в состоянии научить не хуже, чем вебинары, стримы или непосредственное общение с учителем.

Вот здесь я разбирала типы чтения для работы с учениками и рассказывала, как я вижу работу с каждым из них в классе и самостоятельно. В этом материале я хочу показать  пример анализа рассказа или истории. Я поделюсь простой схемой, которую можно использовать как на уроках иностранных языков, так и литературы. Уверена, Вам пригодится!

Анализ текста —  это сложно:
С точки зрения литературоведения проанализировать произведение – это значит детально его изучить, т.е. разобрать текст на части, изучить стилистические средства, приёмы, стиль автора и т.п. Всему этому обучают на филологическом факультете и не один семестр. В рамках обычных уроков учителю нет нужды пускаться в длительное объяснение всех нюансов.  Поэтому, создавая эту схему, я принципиально стремилась к упрощению. Мне важно было подобрать такие задания, которые можно использовать в применении к любому тексту, и которые не потребуют от учителя особой подготовки, кроме как первичного объяснения и тренировки.

Скелет истории:
Я регулярно разбираю тексты на своих уроках английского языка. Для этого использую небольшие и не очень сложные тексты, которые задаю на дом для чтения и перевода.  На самом занятии вначале разбираем интересные слова, грамматические конструкции, я поясняю исторические реалии, если нужно.  Затем я прошу студентов заполнить вторую колонку в таблице.  (Здесь я привожу русскоязычную версию, но на своих уроках пользуюсь англоязычной. Её можно найти здесь.) Студент может выделять нужную информацию в самом тексте и что-то помечать в таблице. При выполнении этого задания я  акцентирую  внимание учащихся на том, что здесь мы просто ищем информацию в тексте. Мы не добавляем своё мнение, не пытаемся что-то прочитать между строк и домыслить. Только поиск информации.  Еще один важный момент: я упоминаю, что можно заполнять не все графы в таблице. Это общая схема для анализа историй, которые мы будем обсуждать на уроках.

Обстановка. Место. Декорации.

Найдите в тексте информацию о:

—   месте,
—  погоде или сезоне года,
—   времени суток,
—  историческом периоде,
—  социальной среде (идёт ли речь о  каком-то классе людей, упоминается ли какое-то конкретное общество ?)

Персонажи.

Выделите персонажей в истории.
Разделите их на главных (наиболее заметных и важных) и второстепенных.

Найдите информацию о главных персонажах. Разделите эти сведения на 2 группы: 1) общее описание героя 2)характеристика героя через другого персонажа (это когда один герой описывает другого или рассказывает, как он его воспринимает и что знает о нём).

 
Сюжет.

Выпишите события  в том порядке, в котором они разворачиваются в тексте.

Выделите события с наибольшим эмоциональным накалом.

 
Рассказчик.

От какого лица идёт повествование в истории?

 
Диалоги.
Выделите диалоги в истории. Известно ли место общения? Повод?
 

После заполнения таблицы и разметки текста, мы переходим к групповой проверке текста. Я использую фронтальный тип работы, в котором каждый дополняет друг друга при необходимости. Цель этого этапа – получить как можно больше информации из текста. Далее мы переходим к размышлениям. Я предлагаю студентам заполнить вторую колонку в другой таблице.  Когда я даю это задание впервые в группе, то всегда выполняю этот этап вместе с ними. Задаю наводящие вопросы и направляю размышления в нужное русло. Впоследствии это Ваши ученики смогут делать самостоятельно.

Размышления.
Обстановка.  Место. Декорации.

Что место и предметы говорят  о героях? Как они могут их характеризовать? Какую атмосферу создаёт обстановка/социальная среда в данной истории?
Персонажи.
Какие черты героев угадываются исходя из их прямых и косвенных описаний (т.е. посредством других персонажей)? Исходя из описаний герои вызывают симпатию или отторжение лично у Вас?
Сюжет.
История рассказана в хронологическом порядке?
Каким событиям уделяется больше внимания? Как думаете, почему?
Рассказчик.
Как думаете, почему был выбран именно такой рассказчик?
Верите ли Вы этому рассказчику? Почему?
 Диалоги.
Как думаете, что ощущал каждый из участников диалога во время общения?

На этапе «Размышления» я активно прошу студентов высказывать их точку зрения. Ведь теперь на основе полученной информации можно делать выводы. Основное правило: каждая точка зрения должна быть аргументированной.  Работу удобно проводить в мини-группах, а затем проверять основные моменты фронтально.

Следующий этап  — это обобщение.  Здесь я предлагаю студентам подумать над темой, идеей, общей атмосферой рассказа и выразить личное впечатление.

Тема.

(О чём эта история. Это может быть 1 слово или словосочетание. Пример: любовь, взаимопомощь среди животных и т.п.)

Идея.
(основная мысль, которую Вы взяли для себя после прочтения этой истории. Пример: помогать людям нужно только, если они просят).

Атмосфера.

Как бы Вы охарактеризовали общую атмосферу этой истории?
Подходит ли темп развития событий для этой истории?
Понравилось ли Вам то, как велось повествование?
Какое впечатление у Вас осталось после прочтения текста?

Что еще можно делать:
Для меня работа с текстом    — это удовольствие. Всегда есть  много вариантов, как проанализированный текст  можно использовать и в домашнем задании, и  на последующих уроках. В частности, я прошу прочитать диалоги, разыграть их, конвертировать их с помощью косвенной речи или с помощью reporting verbs, придумать подобные свои.  В качестве домашнего задания всегда уместен пересказ, эссе или поиск дополнительной информации по теме. И не только это! Придумывайте и добавляйте нужные упражнения в зависимости от того, какой навык хотите потренировать.

Татьяна Размыслович

Ещё интересные материалы:

Как использовать стереотипы в учебном процессе?

Методическая кухня: Feedback

Искусство задавать вопросы по-английски

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *