Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович
Вальдорфская педагогика — одна из альтернативных педагогических систем. Её основатель — Рудольф Штайнер. Приблизительно 100 лет назад он описал принципы и идеи обучения, опирающегося на изучение природы человека. В 2024-м его идеи как никогда важны и нужны. Именно поэтому они здесь, на портале для тех, кто занимается образованием и самообразованием.
В этом материале Вы ознакомитесь с мыслями Рудольфа Штайнера, касающимися педагогики, развития педагогических систем и периодизации возрастов учеников. Все цитаты взяты из его лекций в переводе с немецкого. Мы специально не добавляли свои комментарии, чтобы Вы могли получить максимально не предвзятый текст, близкий к оригиналу. Как будто сам Рудольф Штейн Вам это лично рассказывает. Нам бы хотелось, чтобы Вы после прочтения этого материала, нашли возможность высказать своё мнение и чувства.
О педагогике:
Воспитывать и преподавать человек может только если он понимает, что ему нужно образовывать сформировать. Точно также художник может рисовать, лишь когда знает природу, сущность цвета. Воспитание и преподавание должно начинаться с действительного познания существа человека.
Целостные педагогические системы нельзя создать рассудком. Целостные педагогические системы должны быть выражением человеческой природы.
О развитии педагогических систем:
В более ранние культурные эпохи человек в самонаблюдении был гораздо ближе к своему существу. Активное познание природы принесло человечеству информацию о внешнем мире, но отдалило от познания глубин существа человека.
Содержание обучения с 14 века стало слишком интеллектуальным, слишком ограниченным сферой мышления. Его нужно вернуть в душевную сферу, в то что имеет своё начало в целостном человеке, а не только в его голове. Именно этого требует от нас природа ребёнка, если мы учимся не предвзято за ней наблюдать.
Начиная с 14 века привязка к внешнему плану стала само собой разумеющейся. Мы не умеем чувствовать себя так, как чувствовали люди до 14-15 веков. В те времена так же односторонне наблюдали за сферой духа, как в наши дни наблюдают за сферой материального. Материализация, поворот к сфере материального, были необходимы, но в настоящий момент назрела необходимость нового поворота, поворота к сфере духовно-душевного. Это необходимо сделать, если человечество не хочет погрузиться в бескультурье.
Современный человек стал в известном смысле надменным в своём сознании. Он стал таким благодаря образованию, которое считается завоеванием последних столетий. И он смотрит сверху вниз на то, чем занимались, как он думает в «тёмном Средневековье». Он совершенно не знает этого времени, но называет его тёмным. Вообразите, что скажут о нас наши потомки, если будут думать так же высокомерно.
Многие люди совершено не осознают, что выносят суждения, опираясь вовсе не на истоки человеческой природы, а на отпечаток, наложенный материальным укладом жизни и образования.
Нужно иметь возможность заглядывать в мировую историю. Без этого человек не сможет правильно оценить место и роль человека на том или ином этапе развития цивилизации.
Об этапах развития детей и принципах обучения в эти периоды:
Для маленького ребёнка до смены зубов в воспитании самым главным является человек. От смены зубов и до половой зрелости — человек, переходящий в живое жизнетворчество. На 15-16-м году ребёнок требует того, что изучал сам учитель. И так продолжается до 21-22 лет.
Ребёнок в 1-й период (до первой смены зубов) по своей сути есть существо органов чувств. Он как бы в целом представляет орган чувств. Через весь его организм струятся впечатления внешнего мира и оставляют в нём отголосок, потому что ребёнок еще не так связан со своей телесностью, как взрослый, а живёт в окружающем мире с более свободным духовно-душевным началом. Отсюда повышенная восприимчивость ребёнка ко всем впечатлениям, получаемым из внешнего окружения.
Ребёнок в этот период в каждом движении руки, в выражении лица, в любом взгляде окружающих видит духовное начало, позволяя ему действовать внутри себя. Когда за всем этим наблюдаешь, то видишь, как из заготовки, модели, полученной человеком по наследству, появляется кто-то другой.
Ребёнок чувствует, какие мысли заложены в движении нашей руки, в нашем жесте, когда мы что-то делаем рядом с ним. Находясь вблизи ребёнка мы можем себе позволить думать и ощущать только таким образом, чтобы наши мысли и чувства могли действовать в нём дальше. Основное правило воспитательного воздействия в первые годы жизни ребенка таково: ты должен целиком вжиться в его ближайшее окружение, вплоть до своих ощущений, чувств, мыслей, чтобы твои ощущения, чувства, мысли продолжали «вибрировать» в ребенке. Тогда ты станешь для него одновременно психологом, исследователем души, человеком с большим жизненным опытом и врачом. Поскольку все, что производит впечатление на ребенка, когда он реагирует на душевном уровне, находит свое продолжение в циркуляции крови, в способе переваривания пищи, и это образует основу здоровья на дальнейшие годы. Воспитывая духовно-душевно, рассчитывая на способность ребенка к подражанию, мы одновременно воспитываем телесно-физически. Потому что такова чудесная метаморфоза того, что приближается к ребенку на духовном и душевном уровне, чтобы превратиться затем в физиологию, органический принцип, основу здоровья или болезней.
Во 2-й период (от смены зубов до половой зрелости) мы формируем в ребёнке индивидуальность, пришедшую из прошлых земных жизней. Мы содействуем этому процессу как крестные родители.
Ребенок в возрасте между сменой зубов и половой зрелостью — художник, хоть и на своем, детском, уровне. Так как ребенку теперь требуется получать все в образно-художественной форме, то обучающий, воспитывающий его взрослый должен художественно оформлять то, что он преподает. Это задача, которую необходимо поставить перед воспитателями и преподавателями современности. Это требование, которое должно стать частью искусства воспитания. В возрасте между сменой зубов и половым созреванием все, происходящее между учителем-воспитателем и растущим человеком, должно быть художественно оформлено. В связи с этим нам, учителям, предстоит многое преодолеть. Потому что наша цивилизация и культура ориентирована на интеллект, а не на художественное восприятие.
Когда мы, учителя, берем в руки современную книгу по ботанике, составленную по строгим правилам науки, то перед нами встает задача для начала отстраниться от всего, что мы найдем в этой книге. Конечно, мы должны воспринять содержание, потому что по-другому не получим знаний о мире растений. Мы вынуждены принести такую жертву — получать знания из современных книг, но при этом сразу же внутренне отстраниться от предлагаемой подачи материала, как только мы приступаем к обучению ребенка в возрасте от смены зубов до половой зрелости. Мы должны все претворить в художественный образ, претворить прежде всего в нас самих благодаря нашей художественной живости, нашему художественному чувству. Наши мысли о природе должны превратиться в образ на крыльях человеческой художественной способности воодушевляться. И лишь в виде образа содержание может приблизиться к детской душе.
Так же как необходим нам пастырский подход к ребенку в первую эпоху жизни, необходим художественный подход во 2-й период.
Самое важное происходит в процессе воспитания и обучения между душами учителя и ученика.
Продолжение следует…
Ещё интересные материалы:
SEL: социо-эмоциональный тренд |
||
|
||
Традиции образования у беларусов: какие они? |