Учёба за границей: как не «проколоться»?

Образование за рубежом – уже давно не диковинка, а, скорее вопрос серьёзного подхода к будущему своих детей. И, раз уж действие глобальной интеграции предъявляет свои требования к
образованию, то родителям, которые хотят видеть своих детей успешными, нужно серьёзнее подходить к выбору ВУЗов, в том числе и зарубежных. Поэтому мы и решили поговорить об
образовании за рубежом с Сергеем Романченко, заместителем директора компании «Контур –ЛАМН», которая уже более 15 лет занимается образовательным туризмом в нашей стране.

— Скажите, Сергей, а кто чаще принимает решение о выборе зарубежного ВУЗа: родители или сами дети?
— Конечно, чаще решения принимают родители. Большинство ребят в этом возрасте не готово определиться с будущей специальностью. К тому же, многие дети развиты разносторонне: и кмс в каком-то виде спорта имеют, и рисуют, и танцуют, и в школе хорошо успевают, поэтому им сложно выбрать то, чем они хотят заниматься всю жизнь.
Часто в таких случаях родители предпочитают отправить ребёнка получать гуманитарную специальность: юриста, психолога, культуролога и т.д. Это не только у нас так, во всём мире
количество выпускников-гуманитариев превышает число подготовленных технических специалистов. Естественно, что спрос на инженеров выше. Только в США ежегодный дефицит
инженеров составляет около 70 тысяч. Для STEM специалистов условия реализации своих навыков через стажировки выгодно отличаются от других направлений. Поэтому, если у ребёнка
есть склонность к точным или естественным наукам, предлагаем родителям обратить внимание на эти специальности – они более востребованы.
А сами молодые люди и девушки, решившие обучаться за рубежом, обычно уже имеют за плечами от 1-2 курсов отечественного ВУЗа до диплома о его окончании. И они уже имеют представления о будущей профессии и хорошо понимают, какую квалификацию хотят приобрести.
— Скажите, а есть ли тенденция: приобретать определённые специальности в определённых странах? Наверняка же, есть какие-то предпочтения кроме мировых образовательных рейтингов?

— Тенденции, конечно есть. В первую очередь, это предпочтение приобретать профессию там, где направление очень хорошо развито. Например, в Польше пользуется спросом логистика. Туризм изучают в ОАЭ, Испании и на Кипре. В Нидерландах получают образование в сфере финансов и экономики. В США отправляются изучать гражданское строительство, IT и бизнес (МВА, проект- менеджмент). Канада тоже интересует тех, кто хочет получить экономическое образование. Чехия привлекает будущих врачей, архитекторов, инженеров и даже специалистов IT-сферы. Репутация ВУЗов, кстати, тоже имеет большое значение. В Англию, к примеру, едут учиться по самым разным специальностям, даже таким необычным для нас, как социальная антропология.

Есть ещё один параметр – доступность. Например, страны – соседи привлекают возможностью получить международные дипломы, оправляясь не слишком далеко от дома. В Литве изучают бизнес-дисциплины и получают техническое образование. В Латвии большой популярностью пользуются рижский технический и рижский медицинский университеты. ВУЗы Польши и Чехии востребованы из-за возможности получить бесплатное образование и славянских языков в этих странах.
Есть и индивидуальные предпочтения вроде климата или достаточно узкой специальности.
На самом деле мировой образовательный рынок достаточно велик и разнообразен – всегда можно подобрать несколько хороших вариантов под запросы будущего студента или его родителей.
 
— Сергей, я знаю, что образовательная система большинства стран требует от своих выпускников самоопределения (и с профессией, и с карьерой) в достаточно раннем возрасте: с 12 – 14 лет дети уже выбирают профильные предметы, а как нашим детям «вписаться» в эту систему?
— Действительно, системы обучения отличаются, поэтому многие родители начинают с того, что отправляют детей в международные лагеря по различным программам.
Дети 8-12 лет больше отдыхают и развлекаются, изучая только иностранный язык.
Подростки постарше (13-16) уже могут выбрать программы по интересам, изучив за время пребывания на отдыхе несколько
профильных дисциплин инженерной, экономической или  творческой направленности.
А молодые люди 16-17 лет после таких лагерей могут сдать IELTS или TOEFL , — всё зависит от целей, которые ставят перед собой ребята.
Хотелось  бы дать общую рекомендацию, старайтесь определяться с летним графиком и планами заблаговременно, в идеале — с нового года для начала обучения летом, в этом случае места есть во всех школах, билеты на самолёт предлагаются по лучшим тарифам, а в консульствах нет очередей.
Есть также возможность проучиться «пробный триместр» в зарубежной школе. В нашей практике бывали случаи, когда дети, которые мало интересовались учёбой здесь, показывали отличные результаты при другой системе обучения. Но и то, что вернувшись из-за границы, ребёнок нормально продолжает учиться в белорусской школе, — тоже не редкость. Здесь всё
индивидуально.
— Если «пробовать» зарубежное образование нужно в  подростковом возрасте, то когда же нужно готовиться к поступлению? Если родители и будущий студент решили, что им нужно поступить в определённый зарубежный ВУЗ, когда начинать собирать и подавать документы?
— Всё зависит от страны, в которой находится выбранное учебное заведение. Если есть желание получить грант на обучение в США, то заявка должна быть ранней — не позднее ноября-декабря, а
приём документов ВУЗы этой страны заканчивают в феврале-марте. Европейские ВУЗы имеют более поздние сроки подачи. Нидерланды – до конца апреля; Польша, Литва, Латвия – до конца
июня, они ждут, пока будущие студенты получат аттестаты. В целом начинать заботиться о поступлении в зарубежный ВУЗ нужно за год-полтора до самого поступления. А если учитывать
знание иностранного языка, то ещё раньше. Даже если студент планирует обучаться в Европе на английском, то локальный язык страны всё равно нужно изучить хотя бы минимально.
— Если поступление в ВУЗы Польши и даже, пожалуй, Чехии наши соотечественники уже в большинстве своём освоили, то поступление в страны «дальнего» зарубежья – вопрос более
серьёзный. С какими трудностями может столкнуться будущий студент и его родители, если выберут что-то не столь распространённое?
— На самом деле поступать в страны, которые находятся «вне Шенгена» — достаточно сложно, у каждой своя специфика. Начиная от оформления национальной визы, на которую необходим
строго регламентированный пакет документов определённого образца, поданных в строго отведённые сроки, заканчивая специфичными особенностями финансирования + нередко
требуется пройти собеседование в консульстве и доказать мотивацию.
Студенты, которые осуществляют поступление впервые жизни и делают сложную визу в первый раз, нередко получают отказ. А получить визу с каждым отказом становится всё сложнее –  репутация влияет.
Большинство стран вообще очень серьёзно относится к репутации будущих студентов, требуя прозрачности намерений. Например, мотивационное письмо, которое будущий студент направляет в зарубежный ВУЗ, должно, действительно, объяснять необходимость получения выбранного образования. И, более того, биография студента должна это намерение подтверждать
языковыми курсами, профильными сертификатами, участием в конференциях, международных проектах и другими действиями, показывающими его движение в направлении цели –
профильного образования. В Германии, к примеру, «смена профиля» вообще практически невозможна. Если студент изучал финансы на высшем образовании, то попробуй он поступить в
магистратуру по юриспруденцию или IT, он с большой  вероятностью получит отказ от приёмной комиссии.
Кроме того, бывает, что требования к подаваемым документам, меняются без предупреждения. Был период, когда требования к документам, подаваемым на визу Великобритании, менялись
чуть ли не каждый месяц. В курсе этих изменений приходится быть постоянно, — мы дорожим своей репутацией и результатами наших клиентов. Фактически, кроме помощи в выборе ВУЗа, наша работа и состоит в том, чтобы объяснить клиенту когда что и как делать правильно, и помочь сделать это,– провести за руку по самым сложным этапам поступления и оформления документов.
— Сергей, а Вы консультируете по всем вопросам поступления во все страны?
— Практически, и не только по вопросам поступления. Мы помогаем тем, кого интересует образование за рубежом: от детских программ до последипломного образования.  Больше информации можно получить на нашем сайте «Контур-ЛАМН» . Там же указаны телефоны, по которым можно получить дополнительную информацию по интересующим направлениям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *