Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович
Быть учителем — это значит изучать, создавать, планировать, обучать, воспитывать и вдохновлять других. Подведение итогов в конце года помогает понять, насколько успешно удалось справиться с каждой из вышеперечисленных функций педагога.
Я обычно сравниваю и обсуждаю учебные показатели с учениками, а затем делаю выводы для себя. Но в этот раз я решила описать все свои инсайты и впечатления здесь, чтобы поделиться мыслями с думающими коллегами. Я уверена, что это найдет отклик.
Что я хотела попробовать:
В начале этого учебного года я наметила несколько идей, которые хотела реализовать. Первая — внедрить Task of the week, т.е. одно дополнительное задание в неделю для всех студентов. Вторая — создать и вести списки слов для каждого ученика (я работаю индивидуально как репетитор). Третья — отказаться от Квизлет. Четвертая — организовать урок итальянского на английском (я также владею итальянским и немецким).
Начну с самого успешного проекта этого года — Task of the week. Для моих учеников — это 1 дополнительное задание в неделю для большей практики английского. Его можно выполнять по желанию.
Моё Task of the week — это небольшое задание, которое содержит доступно написанное правило на русском, примеры и несколько упражнений, часто основанных на картинках. Для тем я выбираю грамматику или интересные фразы для говорения. Вот примеры тем: used to, Past Perfect, suit/fit/match, Present Continuous for annoying habits, I wish + Past Simple, Conditional 1, Conditional 2 и др. Вы можете увидеть в прикрепленных файлах в вк несколько примеров Task of the week.
Результат:
Task of the week положительно сказался на прогрессе учеников, которые его выполняли регулярно. Я на это и рассчитывала, создавая его как возможность увеличить объем практики английского в неделю для тех, кто этого хочет.
Вот отзыв от моей ученицы в конце года об этом проекте: “It was such a good idea to include Task of the Week in our lessons. Without any doubts. When I study English I always love small interesting stuff which makes my English richer. Sometimes Task of the Week gives me a change to
turn on my imagination and humor (although, I use more sarcasm or irony than humor). I liked all grammatical things. Especially when grammar was mixed with creativity. You tried to use different tasks and it was really interesting. Every time when I opened a new Task of the Week it was like
opening a Kindersuprise). Thank you a lot for this idea! And of course I wanna do Task of the Week next year”.
Что не получилось:
Создавать и вести списки слов учеников — эта идея не реализовалась на 100%. Я ответственно это делала большую часть года, но весной мне стало это делать тяжело и неинтересно.
Изначально я думала, что все слова, которые мы изучаем по программе и слова, которые всплывают в течение урока, я буду заносить в гугл документ, чтобы потом делать упражнения и регулярно повторять лексику с учениками. Вначале я так и делала. По моим ощущениям, это давало свои плоды. Я делала проверки по этим спискам слов и отмечала для себя, что ученик вспоминает 80% слов. Но, как я писала выше, в конце года на меня напала усталость, и я просто перестала это делать. Сейчас я думаю, что идея неплохая, но её надо как-то доработать.
Чему я рада:
Отказ от Квизлет в этом году помог мне расширить свои методические границы.
Раньше Квизлет был бесплатный со всеми его режимами для ученика. Я там создавала списки слов по разным темам и давала ссылки ученикам с просьбой пройти все игры, тем самым выучив новую лексику. Потом на уроке мы вместе выводили её в речь. Мне казалось, что это экономит моё время и тренирует автономию учеников.
Сейчас я не пользуюсь Квизлет, и все новые слова я отрабатываю вместе с учениками с самого начала введения лексики, её автоматизации и далее по списку развития навыка.
Результат:
Во-первых, оказалось, что когда сам контролируешь все этапы развития навыка, то результат запоминания лексики у учеников лучше.
Во-вторых, игры Квизлета на запоминание легко можно заменить своими разнообразными и более творческими упражнениями. Примеры игр и упражнений вы можете найти здесь в моём методическом материале по развитию лексического навыка.
Возвращение года:
Мои ученики вдохновили меня вернуть свою давнюю традицию водить учеников в музей для тренировки английского. На Наставнице я писала о том, как это делаю. В этом году я немного упростила схему, описанную в тексте. Я получила удовольствие и радость от горящих глаз студентов и их английского. Результат не просто есть, а он — отличный.
Что касается идеи организовать урок итальянского на английском, то он уже составлен и ждёт своего часа.
Выводы учителя:
Этот учебный год помог мне сделать еще несколько важных методически выводов.
1) Фигура учителя — ключ. От педагога, его настроения, увлечений и стремлений зависит всё. То, как учитель относится к жизни, очень ощущается учениками. Я стала больше следить за своим настроением и мыслями, с которыми прихожу к ученикам и веду уроки.
2) Урок методически важно строить по принципам от простого к сложному или от известного к новому. Я стараюсь начинать урок с повторения прошлых тем и затем переходить к неизвестному. Если тема не новая, то я вначале даю простые задания и постепенно наращиваю сложность. Это укрепляет самооценку ученика и формирует ситуацию успешности. Про самооценку и про то, как важно гуманно относиться к ошибкам, я совсем недавно написала всё, что чувствовала вот в это тексте.
3) Дополнительные задания для тех, кто хочет учить язык больше, стоит придумывать. Я делаю Task of the week, публикую учебные сториз с тестами в своём инстаграме. Все это доступно студентам. Все дополнительные задания должны быть интересные (прежде всего, самому учителю) и небольшие по размеру. Обязательно найдутся те, кому это будет важно и нужно.
4) Нужно не экономить учебное время на упражнения для повторения прошлых тем. Возвращение и актуализация знаний всегда даёт положительный результат.
5) Любить свою работу в горе и радости — вот, что помогает преодолеть творческий кризис, плохую погоду и лень.
Коллеги, мне будет интересно узнать, к каким выводам вы пришли в этом учебном году.
Дополнительные ссылки:
Здесь вконтакте я публикую упражнения, которые делаю с учениками. Дублирую некоторые из них в фейсбуке.
В инстаграме я публикую учебные сториз и фото отчёты с выставок.
На сайте Nastavnica by размещаются мои статьи об образовании, культуре, самообразовании и методике преподавания английского.
Ещё интересные материалы:
For English teachers: авторская схема развития навыков чтения |
||
|
||
Домашнее задание: казнить нельзя помиловать |