Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович
Развитие лексического навыка на уроках иностранного языка, лексический подход – это ключевые слова этого материала. Уважаемые коллеги, я хочу представить вам свою памятку по работе с лексикой. Для подготовки я использовала русскоязычный учебник по методике преподавания, книгу Скота Торнберри и несколько иностранных брошюр для ESL-учителей. Всё это я пропустила через свой опыт преподавания и получилсь, на мой взгляд, насыщенный материал.
Для ученика вся его лексика делится на 2 типа: активный и пассивный словарный запас. Пассивный запас, как правило, превосходит по численности активный запас. Пассивный запас важен и нужен. Именно этот пласт лексики используется для узнавания и понимания слов. Численность слов в активном словарном запасе формируется благодаря тренировке лексики в устной или письменной речи.
Для учителя вся лексика ученика – это многоступенчатая работа по тренировке навыка.
Источники лексики в учебно-воспитательном процессе:
— тематические списки слов (Пример: Clothes, Food и др.)
— слова из текстов для чтения, аудио, видео.
— организационная лексика (инструкции на иностранном языке для ведения урока, для объяснения правил, заданий и т.п.)
— случайная лексика, которая всплывает стихийно по ходу урока.
С каждым из этих источников можно эффективно работать.
Тематические списки слов идеальны для работы по схеме тренировки лексического навыка (её представлю ниже).
Со словами из текстов для чтения, аудио или видео можно работать в 2-х ключах: 1) Снимать лексические трудности на подготовительном этапе (Pre-listening, pre-reading, pre-watching),а оставшуюся лексику оставлять для языковой догадки. Дальше можно работать по схеме развития навыка чтения, аудирования и т.п.
2) Готовить список слов из текста/скрипта и отрабатывать его по схеме развития лексического навыка ДО урока по чтению, аудированию и др. В таком случае, аудио/видео или текст для чтения станет одним из способов тренировки лексического навыка.
Подсказка: можно отработать текст по схеме развития навыка аудирования, например, а потом подготовить список слов из текста, отработать слова по схеме и снова использовать текст, но на этот раз уже для тренировки лексического навыка.
Организационная лексика даётся легче всего ученикам за счёт регулярного повторения из урока в урок. Также эти слова хорошо объясняются и фиксируются в памяти благодаря реальным предметам или действиям в классе. Примеры такой лексики: underline, choose, match, blackboard, copy и др.
Случайная лексика — это внеплановые лексические единицы.
Пример ситуации: ученик рассказывает про свой завтрак и спрашивает: «А как будет мёд?». Учитель может просто сообщить это слово и, скорее всего, оно так и останется стихийной лексической единицей, удовлетворившей любопытство. Но можно зафиксировать его в блокноте, на доске, в онлайн-документе, чате и вернуться к нему в конце урока. Обычно за занятие скапливается несколько таких слов, а иногда и целый список. Учитель может дальше эту лексику тренировать по схеме развития навыка. Так она останется в памяти и, вероятно, перейдет в активный словарный запас.
Схема развития лексического навыка:
3 этапа: введение и семантизация лексических единиц, отработка лексики с помощью последовательности упражнений и ввод в речь. Другими словами эту схему можно выразить так: Presentation, Practice, Production.
Подробнее:
1) Введение лексических единиц и ознакомление учащихся со словом, учитывая разные аспекты.
Ввести слово можно с помощью:
— перевода
— ситуации (учитель разыгрывает диалог или делает монолог, в котором акцентирует внимание на новом слове. Ученики должны догадаться о слове из контекста или через жесты, образы).
-картинок
— жестов
-реальных вещей
-с помощью дефиниций
При первом ознакомлении с лексикой важно, чтобы каждое слово прозвучало несколько раз из уст учителя.
Когда учитель ввёл слово, он должен дать ученику информацию:
— произношение
-как пишется
— значение
— коннотация (стилистически окрашено это слово или нет)
— для какого регистра или стиля чаще всего используется
— грамматические характеристики
— типичные коллокации
— несколько частотных дериватов (слов, образованных от исходного)
— частота употребления этого слова.
В реальной практике учитель выбирает сам, на чём акцентировать внимание в соответствии с возрастом, уровнем и программой учащихся. Но замечено, что чем качественнее пройдет введение лексики, тем легче и быстрее пройдет 2-й этап отработки, а от него уже зависит и успех 3-го.
Несколько идей для отработки произношения слова:
— Учитель (или с помощью аудио) читает новую лексику, ученики пословно повторяют. Эффективно также читать хором, затем индивидуально.
— Попросить учеников читать новые слова или словосочетания с ними с разной интонацией или разным голосом. Учитель может показывать пример, а учащиеся будут копировать.
— Выписать слова с похожим произносительным паттерном по принципу: известные ученику слова из прошлых тем + новые. Но читаться все эти слова должны согласно одному и тому же принципу.
— Ученики произносят слова и делают хлопок, выделяя его ударение.
— Выписать отдельно слова с похожими, но по сути разными звуками и отработать их. Пример: walk, work.
— Учитель читает слова в хаотичном порядке, а учащийся слушает и ставит цифры по порядку в большом списке слов.
— Ученик читает вслух новые слова, затем коллокации с ними, а затем предложения.
Подсказки:
— Если учитель даёт список слов из разных частей речи, то на этапе введения лексики стоит предложить ученикам составить таблицу и разнести все слова по частям речи.
— Можно использовать скетчинг, рисунки, вводя лексику. Учитель даёт перевод слова и просит ученика записать его в тетрадь или словарь и добавить рисунок значения.
— Ассоциации помогают на этапе семантизации. Ученик записывает слово, перевод, может сделать рисунок и добавляет ассоциации к новой единице.
2) Тренировка лексических единиц с помощью разных видов упражнений.
Ученики выполняют повторительные, подстановочные, конструктивные и трансформационные упражнения.
Цель – заучить новую лексику с учётом форм и особенностей. Для этого учителя используют большой ассортимент заданий. Среди них есть онлайн-тренажеры для заучивания слов.
Список упражнений, которые помогут ученикам лучше запомнить новые слова:
— Назвать слово по переводу или ассоциации. Учитель озвучивает перевод, дефиницию или ассоциацию, а ученик называет нужную лексическую единицу. Задание можно выполнять на скорость.
-Дать ученику список слов и попросить найти те, которые изучаются.
— Соединить слова со значением, переводом.
— Назвать слово по буквам.
— Поставить буквы в правильном порядке, чтобы получилось слово.
— Вставить в слова недостающие буквы.
— Выполнить задание «верно, неверно»: дано слово и перевод или дефиниция. Ученик отвечает — «верно» или «неверно».
— Расположить все слова в алфавитном порядке.
— Написать новые слова и подумать, к каким категориям их можно отнести. Вспомнить слова из прошлых тем, которые подойдут в эти категории. Пример: у ученика есть слова enjoy, do homework, a wardrobe, text with friends. Он создает категории 1) действия 2) предметы мебели 3) чувства, ощущения. Вставляет туда новые слова и вспоминает, какие из ранее выученных слов могут подойти в эти чарты.
— Раздать карточки. На одной стороне должно быть написано слово, на другой — перевод. Ученик пробует по памяти назвать перевод, затем переворачивает и смотрит слово. Потом наоборот.
-«Вертикальное расширение». Ученик смотрит на список новых слов и по порядку подбирает одно слово к каждому. Должно получиться словосочетание. Затем он придумывает еще одно слово, и так будет происходить до тех пор, пока он не создаст предложение.
— Игра «Мемори» с карточками.
— Сделать карточки со словами. Расположить их на столе. Ученик смотрит на них в течение 1-2 минуты. Пробует запомнить порядок. Затем учитель накрывает всё листом бумаги или собирает карточки. Ученик должен всё разложить так, как было.
— Учитель читает предложения, а ученик вставляет пропуски с помощью новых слов. Задание выполняется на слух.
-Учитель заменяет в предложениях новые слова на синонимы или дефиниции из списка изучаемых слов. Ученик восстанавливает оригинал.
— Ученик выполняет close-test (т.е. текст с пропусками, но без вариантов ответа). Пропуски — новые слова.
— Ученик заучивает наизусть фразы с новыми словами.
— Учитель составляет несколько списков слов. Ученик должен определить в каждом повторяющиеся слова (это и будет новая лексика).
— Ученик подписывает картинки, используя новые слова
— Ученик раскрывает скобки, используя новые слова в соответствующей форме
И др.
3) Интеграция лексики в письменную и устную речь.
Задача учителя на этом этапе — показать, где и как новые лексические единицы можно использовать, а также оценить, насколько успешно ученик с этим справляется.
Чтобы интегрировать лексику в речь, нужны такие задания, которые будут напоминать реальные ситуации.
Примеры таких заданий:
-Составьте предложения с новыми словами.
-Вставьте слова в реплики и составьте диалог по заданной теме или картинкам.
— Вставьте в диалог слова, пользуясь списком, разыграйте диалог.
— Вместо русских сегментов вставьте иноязычные в предложения.
— Прочитайте фразы и найдите ошибки с употреблением новых слов, исправьте
— Используя слова, составьте описания.
— Ответьте на вопросы, используя новые слова.
— Напишите о…., используя новые слова.
— Сделайте проект или задание по теме, используя новые слова.
— Перескажите текст с новыми словами.
И др.
4) Регулярные повторения лексики.
Делать это нужно обязательно через урок, несколько занятий, месяц, два и т.д. Естественная способность человека – забывать часть информации, которой не пользуешься. Поэтому нужно регулярно создавать ситуации, в которой ученик будет употреблять конкретную лексику.
Также стоит ввести в привычку акцентировать внимание учащихся на лексике при работе с текстом. Учитель может спрашивать о значении слов, просить подобрать синонимы и др. Это будет естественное повторение лексики в контексте.
Заметки по теме:
— Важно заниматься словообразованием, чтобы ученик видел систему слов. К этой теме отлично подстраивается развитие умения различать части речи.
— Нужно выбирать слова для запоминания. Они должны быть полезны для ученика.
— Чем больше решений человек принимает по поводу слова, тем лучше оно запомнится.
— Это эффективно в конце урока делать повтор новых слов или слов, которые встретились на занятии.
— Нужно практиковать лексическую осознанность на уроках, т.е. постоянно обращать внимание учеников на лексику, которая встречается, задавать вопросы, рассказывать больше.
Уважаемые коллеги, оставляйте Ваши идеи по теме развития лексического навыка в комментариях, пожалуйста!
Ещё интересные материалы:
Топ-20 ресурсов с бесплатными курсами |
||
|
||
Искусство задавать вопросы по-английски |
Огромное спасибо!!!!! Вы самые лучшие! Завтра будут подбирать какие-нибудь новые упражнения для отработки лексики😀
Делюсь идеей, как мотивировать учеников употребить новые слова в контексте.
Я выбрала фото и написала несколько новых слов на картинках.
Установка для ученика: прочитайте слова, посмотрите на фото и составьте предложения с этими словами по фото.