Как работать с «вечными» ошибками учеников?

Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович

Ваши ученики делают одни и те же ошибки? Вы уже устали бороться с  ними? Тогда попробуйте мою идею: дайте Вашим учащимся  шанс понять, почему они делают эти ошибки. Я на своем опыте убедилась, что можно избавиться даже от самых труднодоступных ошибок. Расскажу подробнее о своей идее.

Я верю, что люди, которые к нам приходят, всегда появляются не просто так. В этом учебном году ко мне пришла студентка с достаточно неплохим уровнем знаний. (Я напомню читателям, что я преподаватель английского языка).  Она вполне могла бы преодолеть плато среднего уровня и выйти на высокий, если бы не одно НО. Она постоянно делает ошибки начального уровня. Они у нее выскакивают как бы между прочим. Она их даже не замечает.  Мы их разбирали и проделывали упражнения по теме. Но они все равно  не исчезли на 100%.

В какой-то момент я  начала сомневаться в усердии моей студентки. Если бы она захотела, то обязательно приложила бы усилия, чтобы взять и, наконец, запомнить то, что нужно. Значит —  просто не хочет, решила я.  А что, если это не так? Что если, она хочет говорить без ошибок, но просто не может?

Когда  человек осознаёт, почему совершает свои ошибки  и делает шаги в новом направлении, то повторяющаяся ситуация исчезает.  Нужно понять, где и почему происходит сбой, а потом восстановить поврежденные связи. Эта теория работает в жизни и по логике должна быть применима и в сфере обучения.


Я решила попробовать дать своей студентке следующее задание: я выписала её типичные ошибки в виде предложений, затем сама их исправила. Я попросила ученицу объяснить мне на родном языке, почему здесь была ошибка.
Покажу пример:

Ошибка: It’s depend on me -> Правильно:  It depends on me.

Уже первое подобное домашнее задание дало свои результаты. Я нашла моменты, где  моя студентка не знает, почему нужно исправлять ошибку. На уроке либо я  всегда объясняла сама, почему что-то неверно, либо она сама исправляла ошибки, опираясь на свою интуицию.. Но моя учащаяся никогда  мне не объясняла, почему нужно  что-то исправлять. Я не отслеживала её ход рассуждений.

На домашнем задании работа не завершилась. На следующем уроке я написала похожие предложения с ошибками и попросила прямо на уроке исправить фразы  и вслух объяснить причину. Результат мне понравился.

На последующих занятиях я записывала в течение урока типичные ошибки и вновь отправляла их по вышеописанному методу в домашнее. Так ритуал объяснения ошибок повторился уже несколько раз. По происшествие нескольких уроков я вижу результат: количество этих ошибок снизилось.

Моя  ученица смогла понять, почему она  делала одни и те же ошибки и  смогла установить причинно-следственные связи.  До этого у неё не было чёткого понимания, почему это происходило. Она воспринимала эти ошибки, как мелкую неполадку. Теперь связи установлены и мне остаётся только закрепить новую мыслительную операцию в сознании ученицы.

Благодаря своей ученице я сделала   несколько  педагогических выводов:
— прежде чем довести что-то до автоматизма, нужно проверить наличие актуальных и правильно сформированных связей.
— ошибку можно искоренить, если дать ученику возможность понять, почему он её совершает.
— опора на принцип сознательности (когда ученик осознаёт, что делает и почему) позитивно влияет на прогресс учеников.

И, главное, он должен сам хотеть делать правильно.

Татьяна Размыслович

Ещё интересные материалы:

Как найти лучшего учителя?

«Мой английский роман…»

Чиним английскую грамматику

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *