Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович
Ваши ученики делают одни и те же ошибки? Вы уже устали бороться с ними? Тогда попробуйте мою идею: дайте Вашим учащимся шанс понять, почему они делают эти ошибки. Я на своем опыте убедилась, что можно избавиться даже от самых труднодоступных ошибок. Расскажу подробнее о своей идее.
Я верю, что люди, которые к нам приходят, всегда появляются не просто так. В этом учебном году ко мне пришла студентка с достаточно неплохим уровнем знаний. (Я напомню читателям, что я преподаватель английского языка). Она вполне могла бы преодолеть плато среднего уровня и выйти на высокий, если бы не одно НО. Она постоянно делает ошибки начального уровня. Они у нее выскакивают как бы между прочим. Она их даже не замечает. Мы их разбирали и проделывали упражнения по теме. Но они все равно не исчезли на 100%.
В какой-то момент я начала сомневаться в усердии моей студентки. Если бы она захотела, то обязательно приложила бы усилия, чтобы взять и, наконец, запомнить то, что нужно. Значит — просто не хочет, решила я. А что, если это не так? Что если, она хочет говорить без ошибок, но просто не может?
Когда человек осознаёт, почему совершает свои ошибки и делает шаги в новом направлении, то повторяющаяся ситуация исчезает. Нужно понять, где и почему происходит сбой, а потом восстановить поврежденные связи. Эта теория работает в жизни и по логике должна быть применима и в сфере обучения.
Я решила попробовать дать своей студентке следующее задание: я выписала её типичные ошибки в виде предложений, затем сама их исправила. Я попросила ученицу объяснить мне на родном языке, почему здесь была ошибка.
Покажу пример:
Ошибка: It’s depend on me -> Правильно: It depends on me.
Уже первое подобное домашнее задание дало свои результаты. Я нашла моменты, где моя студентка не знает, почему нужно исправлять ошибку. На уроке либо я всегда объясняла сама, почему что-то неверно, либо она сама исправляла ошибки, опираясь на свою интуицию.. Но моя учащаяся никогда мне не объясняла, почему нужно что-то исправлять. Я не отслеживала её ход рассуждений.
На домашнем задании работа не завершилась. На следующем уроке я написала похожие предложения с ошибками и попросила прямо на уроке исправить фразы и вслух объяснить причину. Результат мне понравился.
На последующих занятиях я записывала в течение урока типичные ошибки и вновь отправляла их по вышеописанному методу в домашнее. Так ритуал объяснения ошибок повторился уже несколько раз. По происшествие нескольких уроков я вижу результат: количество этих ошибок снизилось.
Моя ученица смогла понять, почему она делала одни и те же ошибки и смогла установить причинно-следственные связи. До этого у неё не было чёткого понимания, почему это происходило. Она воспринимала эти ошибки, как мелкую неполадку. Теперь связи установлены и мне остаётся только закрепить новую мыслительную операцию в сознании ученицы.
Благодаря своей ученице я сделала несколько педагогических выводов:
— прежде чем довести что-то до автоматизма, нужно проверить наличие актуальных и правильно сформированных связей.
— ошибку можно искоренить, если дать ученику возможность понять, почему он её совершает.
— опора на принцип сознательности (когда ученик осознаёт, что делает и почему) позитивно влияет на прогресс учеников.
И, главное, он должен сам хотеть делать правильно.
Ещё интересные материалы:
Как найти лучшего учителя? |
|
«Мой английский роман…» |
|
Чиним английскую грамматику |