Конец года для учителя английского языка

Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович

Конец учебного года всегда  связан с завершением и подведением итогов. Это  важный период для учителя и его учеников. Если его пропустить или провести «как-то так», то потеряется смысл того, над чем работали весь год.  Я – учитель  английского языка и  всегда с особым трепетом отношусь к финалу. В этом году я подводила итоги с учениками по-новому. Результат оправдал ожидания, и это повод для меня поделиться мыслями с вами, коллеги.

Обычно в конце уровня, учебного года, курса учитель проводит финальный тест или экзамен. Цель  —  проверить то, что было усвоено и подтвердить знания. Мы все  сами проходили подобные испытания и знаем, что эти учебные задачи обычно сопряжены со стрессом и волнением. Ученики, боясь плохих результатов, склоняют свои головы над заданиями, а учитель, как император, смотрит, надзирает, оценивает и вершит судьбу. Это, конечно, зарисовка, но мои воспоминания из прошлого она передаёт достаточно точно.

В прошлом году на последних уроках я с учениками делала повторение всего изученного и просила их оценить свои навыки (чтение, аудирование, говорение, письмо, произношение, лексический запас и грамматику) по шкале от 0 до 10.  Выслушав самооценку учеников, я давала им свою обратную связь, и на этом мы завершали учебный год. В этот раз я поступила по-другому. Я дала своим ученикам возможность оценить приобретенный уровень на практике.

С самого начала я объяснила суть: «Я хочу предложить Вам задание из курса следующего уровня. Если Вы успешно приобрели уровень языка, над которым мы трудились весь этот учебный год, то Вы сможете справиться с этим заданием. Сейчас оно для Вас является заданием повышенной сложности. Оно будет включать в себя: работу с незнакомой лексикой, интерпретацию и анализ информации, пересказ. Вы задействуете все навыки для работы с текстом (кроме письма).  Ваша задача —  понять текст, подготовить его к пересказу, пересказать и ответить на мои вопросы, связанные с темой. Результат мы будем интерпретировать так:  если Вы справитесь с заданием на  80% успешно, это  показатель того, что Вы  успешно отработали этот учебный год, и наша задача —  пройти уровень  —  достигнута. Если результат будет ниже 70% (это значит, что Вам будет сложно пересказать новый текст, сохранив детали), это повод обсудить, как улучшить текущую ситуацию.

Таким образом, работа над заданием следующего уровня и то, насколько успешно Вы с ним справитесь, это практическая проверка Ваших навыков и нашей совместной работы».


Для такого урока я специально искала текст на чтение на  уровень выше.  Он не был простым, но и не являлся неподъемным для ученика. Я организовала  предтекстовый этап. Далее ученик читал текст, а после этого был контроль понимания прочитанного и задания на подготовку к пересказу. В конце урока я слушала пересказ текста  и мнение ученика о прочитанном или ответы на вопросы по теме.

Мои впечатления: я провела подобные уроки со студентами разных уровней (А1, А2, В1). Во всех случаях ученики подтвердили свои знания.

Для себя я отметила, что все студенты  активно включались в работу. Для них  — это был как челлендж: смогут-не смогут. Азарт их подстегивал.

В конце урока я спрашивала учеников, как на их взгляд им удалось справиться с задачей. В отличие от прошлогоднего вопроса «Как Вы оцените свои навыки?», они  смогли мне  дать  точный ответ. Ученики видели и понимали свой результат. Они смогли пересказать новый текст более высокого уровня.  Это повод для гордости. Я как учитель ощутила чувство удовлетворения. Я  завершила наше финальное занятие  комплиментами и благодарностью за работу. Все ученики ушли на каникулы с гордостью достигнутым результатом, поднятой самооценкой и желанием учиться дальше.  Я оставила для себя пометку, что т.к.  я ориентирована на результат, то любая проверка знаний, умений и навыков должна быть практико-ориентированной. Буду использовать такой подход в дальнейшем.

Коллеги, а как Вы завершаете учебный год? Как проводите подытоживающие занятия?

Татьяна Размыслович

Ещё интересные материалы:

Летняя языковая авантюра с пользой

Как получить сертификат TESOL

Изучение английского — это приключение

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *