Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович
Конец учебного года всегда связан с завершением и подведением итогов. Это важный период для учителя и его учеников. Если его пропустить или провести «как-то так», то потеряется смысл того, над чем работали весь год. Я – учитель английского языка и всегда с особым трепетом отношусь к финалу. В этом году я подводила итоги с учениками по-новому. Результат оправдал ожидания, и это повод для меня поделиться мыслями с вами, коллеги.
Обычно в конце уровня, учебного года, курса учитель проводит финальный тест или экзамен. Цель — проверить то, что было усвоено и подтвердить знания. Мы все сами проходили подобные испытания и знаем, что эти учебные задачи обычно сопряжены со стрессом и волнением. Ученики, боясь плохих результатов, склоняют свои головы над заданиями, а учитель, как император, смотрит, надзирает, оценивает и вершит судьбу. Это, конечно, зарисовка, но мои воспоминания из прошлого она передаёт достаточно точно.
В прошлом году на последних уроках я с учениками делала повторение всего изученного и просила их оценить свои навыки (чтение, аудирование, говорение, письмо, произношение, лексический запас и грамматику) по шкале от 0 до 10. Выслушав самооценку учеников, я давала им свою обратную связь, и на этом мы завершали учебный год. В этот раз я поступила по-другому. Я дала своим ученикам возможность оценить приобретенный уровень на практике.
С самого начала я объяснила суть: «Я хочу предложить Вам задание из курса следующего уровня. Если Вы успешно приобрели уровень языка, над которым мы трудились весь этот учебный год, то Вы сможете справиться с этим заданием. Сейчас оно для Вас является заданием повышенной сложности. Оно будет включать в себя: работу с незнакомой лексикой, интерпретацию и анализ информации, пересказ. Вы задействуете все навыки для работы с текстом (кроме письма). Ваша задача — понять текст, подготовить его к пересказу, пересказать и ответить на мои вопросы, связанные с темой. Результат мы будем интерпретировать так: если Вы справитесь с заданием на 80% успешно, это показатель того, что Вы успешно отработали этот учебный год, и наша задача — пройти уровень — достигнута. Если результат будет ниже 70% (это значит, что Вам будет сложно пересказать новый текст, сохранив детали), это повод обсудить, как улучшить текущую ситуацию.
Таким образом, работа над заданием следующего уровня и то, насколько успешно Вы с ним справитесь, это практическая проверка Ваших навыков и нашей совместной работы».
Для такого урока я специально искала текст на чтение на уровень выше. Он не был простым, но и не являлся неподъемным для ученика. Я организовала предтекстовый этап. Далее ученик читал текст, а после этого был контроль понимания прочитанного и задания на подготовку к пересказу. В конце урока я слушала пересказ текста и мнение ученика о прочитанном или ответы на вопросы по теме.
Мои впечатления: я провела подобные уроки со студентами разных уровней (А1, А2, В1). Во всех случаях ученики подтвердили свои знания.
Для себя я отметила, что все студенты активно включались в работу. Для них — это был как челлендж: смогут-не смогут. Азарт их подстегивал.
В конце урока я спрашивала учеников, как на их взгляд им удалось справиться с задачей. В отличие от прошлогоднего вопроса «Как Вы оцените свои навыки?», они смогли мне дать точный ответ. Ученики видели и понимали свой результат. Они смогли пересказать новый текст более высокого уровня. Это повод для гордости. Я как учитель ощутила чувство удовлетворения. Я завершила наше финальное занятие комплиментами и благодарностью за работу. Все ученики ушли на каникулы с гордостью достигнутым результатом, поднятой самооценкой и желанием учиться дальше. Я оставила для себя пометку, что т.к. я ориентирована на результат, то любая проверка знаний, умений и навыков должна быть практико-ориентированной. Буду использовать такой подход в дальнейшем.
Коллеги, а как Вы завершаете учебный год? Как проводите подытоживающие занятия?
Ещё интересные материалы:
Летняя языковая авантюра с пользой |
|
Как получить сертификат TESOL |
|
Изучение английского — это приключение |