Педагог, активный деятель и создатель ряда школ Майкл Стронг рассказывает о причинах неактуальности образовательной системы и называет смерть университетов её спасением.
Оплатить обучение и ждать следующей зарплаты
«В Америке обучение детей обходится родителям очень дорого, так как его стоимость превышает стоимость неплохого спортивного автомобиля. Наряду с этим, существует множество обзоров таких автомобилей, в которых сравниваются их ходовые характеристики, уровень комфорта, внешний вид, а также психологическое состояние водителя. Найти сравнительный обзор школ и университетов проблематично. Как максимум, это будет рейтинг по 2-3 критериям.
Скудный выбор
Поиск родителями школы для своих детей отличается от поиска вещей. Выбор предложений на рынке скудный, а изменения в образовательной системе происходят очень медленно. Пора бы уже воспринимать образование как обычную рыночную услугу, а не пользоваться идеями и методиками 19 века.
Зачем нам образование?
Как вы думаете, в чём суть образования? Согласитесь, мы не должны обучить химии всех учащихся на планете, так как для многих это не представляет никакой ценности. Цель образования — дать необходимые для жизни знания. Нужны не инструкции, а навыки, в том числе академические, которые помогут людям стать счастливыми, успешными и востребованными в современном мире.
Для самореализации достаточно преуспевать лишь в одной области. Однако современная образовательная система не может понять, в чём главный потенциал человека. Во время учёбы в Гарварде одному из моих однокурсников с самыми низкими отметками на потоке по результатам единого школьного экзамена в возрасте 18 лет удалось стать мэром родного города в Мичигане. Что вы на это скажете? Ответ очевиден: результаты экзаменов не имеют никакого значения, если ты смог получить большинство голосов на выборах. Каждый из семимиллиардного населения нашей планеты имеет особый талант, и система образования должна это учитывать.
Формула успеха
В процессе получения обучения важно увидеть свои способности и найти спрос на собственный труд. Тогда успех гарантирован. Если же вы блистаете в математике, но не понимаете, как ваш труд может быть востребован, жизнь может сложиться не так, как вы её себе представляли. В обратной ситуации также не удастся достичь больших высот, потому что сейчас важно уметь находить новые рыночные ниши. В какой-то степени всем стоит иметь предпринимательскую жилку.
Предприниматель — это человек, который не смыкает глаз ночью, размышляя о том, что можно улучшить в мире. Возможно, решение само по себе окажется сложным, будет недоставать нужных умений, но оно поможет победить в конкурентной борьбе.
Универсальные знания
Существуют универсальные для всех навыки, которые позволяют идти в ногу со временем. Например, умение грамотно писать и говорить, а также разбираться в основах математики, однако только этого недостаточно. В тех школьных учреждениях, которые я сам создавал, учащиеся читали много текстов и научных публикаций по разным областям: биология, политика, экономика, художественная литература. Но во многих школах и университетах дела обстоят иначе. Если инженер захочет записаться на курс по истории, он пройдет узкоспециализированное обучение, не ознакомившись со всем многообразием концепций. Непонятно, в чём тогда польза образования.
Жить в настоящем — смотреть в будущее
Обращайте больше внимания на различные предсказания о будущем. Футуристы могут ошибаться, но они хотя бы делают попытки и регулярно задумываются о завтрашнем дне. Для людей, занимающихся бизнесом, без такого навыка не обойтись: важно двигаться в ту сторону, где через некоторое время окажется шайба. Тот, кто мыслит не только в рамках одного дня и имеет необходимые знания, оказывается в выигрыше.
Как выглядит образование сегодня?
В высших учебных заведениях, в которых обучается 90% людей, установлена единая программа и тестовые задания. По ним контролируется учёба студента в конце полугодия. Учащийся считается успешным, если смог изучить и понять идеи других людей. Адекватная образовательная система должна видеть способности студента и помогать им раскрываться.
Рассказывая о системе образования в США, американский педагог и реформатор Джон Тейлор Гатто назвал обучение 13 годами бездействия. Он также говорил, что образовательное пространство – это тоже образование: на протяжении долгого времени студенты смирно сидят на стульях, подчиняются старшим и учатся только от звонка до звонка. Такая система создает безынициативных людей, которые перекладывают ответственность за свою жизнь на других. Интересно, а как вы относитесь к такому обучению?
Реформы системы
Я не предлагаю отказываться от знаний. Сейчас каждый без труда может прослушать курс по интегральному исчислению. Вопрос лишь в мотивации студента: он сделал это из-за конкретной цели или из-за того, что математика обязательна для изучения по программе университета. Нужно сосредоточить внимание на внутренней мотивации и стандартах, а не на внешних стимулах.
Роль преподавателей должна измениться. Учителям следует стать сначала прекрасными персональными тренерами, а только потом – трансляторами дидактических данных. Процесс преподавания больше схож с исполнением, танцем, игрой актёров, а не с написанием научных трудов, хотя многих педагогов приняли на работу в высшие учебные заведения именно из-за их умения писать научные исследования. Пускай у них был шанс провести несколько лекций на начальных этапах карьеры, всё же этого недостаточно, чтобы сформировать нужные навыки.
Такие сайты, как Coursera, позволяют студентам учиться вне университета и проходит разнообразные академические курсы. Образовательные ресурсы – замечательный способ обучения, если считать их лишь инструментом, а не полноценным университетом. Благодаря доступности информации в сети образование можно ограничить лишь развитием персональных навыков. Теперь педагогу не нужно пересказывать материал книги и контролировать, насколько хорошо ученики усвоили его.
Гений без образования
В настоящее время традиционные высшие учебные заведения устарели. В технологическом и других секторах многие одарённые люди не обучались в традиционных вузах. Среди них не только Гейтс и Джобс, но и создатель cети супермаркетов WholeFoods Джон Макки, а также основатель компании Virgin Ричард Бренсон. Множество программистов без профильного образования стали сотрудниками передовых компаний мира и зарабатывают по 100 тысяч долларов в год. Причина в том, что в технологическом секторе работодатели придают не слишком большое значение дипломам и лицензиям, а фокусируются лишь на производительности труда. Google не сильно заинтересована, в какую школу вы ходили, и этот принцип действует в предпринимательской сфере всегда.
Есть ли плюсы в традиционном образовании?
Вы можете вступиться за университеты и сказать, что они выступают в качестве социального лифта и помогают выходцам из третьего мира создавать карьеру и выбирать профессию. Но даже такая функция сейчас отходит на второй план. Например, у молодого талантливого человека из провинции Индии есть несколько вариантов. Он может выбрать традиционный путь: сдавать экзамены, стараться поступить в престижный университет Америки, а потом надеяться на предложения о работе от первоклассных фирм. Он также может поступить по-другому: начать разрабатывать, например, программы с открытым кодом, которые на практике не приносят прибыли. Крупные компании видят таких талантливых людей и набирают их в современные и популярные некоммерческие проекты. Офисы переполняются теми, кто заработал авторитет в любительских, по мнению общественности, сообществах. Поэтому трудно понять, по какому пути пойти, чтобы скорее подняться по карьерной лестнице.
Существуют области науки, которые хорошо преподаются и в традиционных университетах: теоретическая математика, физика и другие направления. Университеты могут развить нужные способности и выявить их, но, честно признаться, выбор отраслей по сравнению с разнообразными видами человеческой деятельности крайне мал. Вузы должны либо соответствовать такому разнообразию, либо со временем отходить на второй план.
Надеюсь, вы не считаете меня утопистом. Я понимаю, что невозможно уже завтра закрыть такие большие, богатые и престижные университеты, как Гарвард. Я не хочу также бросаться в крайности и занимать другую позицию. Помните, что ни размер, ни успехи в прошлом, ни сегодняшний спрос не могут дать четкую картину будущего. Хотя в начале 70-х годов 20 века IBM была одной из крупнейших компаний, это не помешало двум безумцам создать Apple. Сегодня больших игроков обыгрывают мелкие, и это стало привычным делом. Так почему же в образовательной среде правила игры должны отличаться? Я уверен, что Гарвардский университет будет работать ещё долгое время, однако его авторитет снизится. Сейчас только излишний контроль и позорная система лицензий не позволяют государственным и частным школам двигаться вперёд.
Парадоксальный парадокс
Меня всегда возмущало, что многие доверяют новейшим методикам, однако сомневаются в рыночной экономике. Те же, кто убеждён в эффективности рынков, не принимают никаких других образовательных систем, которые могут быть лучше традиционных. Сторонники радикальных изменений часто говорят об инновациях, но они до сих пор считают, что внедрить их можно в государственные или зарегулированные частные школы. Другие же не имеют ничего против конкуренции, но очень часто выступают за «единые стандарты» или похожие идеи при выборе школы для ребёнка.
Любители и профессионалы
Мне нравится приводить пример Джеймса Дайсона, который полностью изменил наше представление о пылесосах. Этот человек учился на инженера, получил диплом, а затем опыт работы. Для создания уникального продукта ему пришлось протестировать более тысячи моделей. Вы можете себе это представить! Он общался с главными разработчиками бытовых приборов, и ни один из них не поверил в прекрасные результаты компании Дайсона. И только бесконечное количество попыток привело его к успеху, а не признанные специалисты, которые не смогли увидеть его потенциал и оценить настойчивость.
В технологичном мире лицензия не гарантирует профессионализм. Любой человек, который хочет создать что-то новое, без труда достигает этого, не обращаясь за советом к государству или группе экспертов. Благодаря таким новаторам технологии совершенствуются очень быстро. Нет, я не против профессионалов с дипломами, но развитие происходит, когда на свободном рынке работают как инженеры с дипломами, так и любители.
Где выход?
Я думаю, вы согласитесь, что система образования важнее, чем пылесосы, и устроена она гораздо сложнее. Эксперименты требуют качественных компонентов, которые для пылесоса найти проще. Что касается образования, то в мире не хватает преподавателей, которые обучались по различным методикам. Поэтому для совершенствования системы обучения понадобится больше времени и усилий. Оно изменится только тогда, когда пройдет через множество проб и ошибок, когда мы создадим альтернативу и займемся её продвижением на рынке, не обращая внимания на экспертов. Да, образование непросто организовано, однако оно рыночный товар, которому непременно нужна конкуренция разнообразных идей и предприятий».
Автор: Алеся Тройчук
Ещё интересные материалы:
Поколение Z. Как их учить? |
|
Работа в Польше: мечта и реальность |
|
Чему нам учиться у финнов? |
Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.
Соломон.