Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович
Как часто Вы сталкиваетесь с тем, что Ваши ученики уже как выжатый лимон на уроке, а с ними нужно еще столько всего сделать? Я стала замечать всё чаще такие ситуации и поэтому решила добавлять те элементы, которые помогают студентам взбодриться и настроиться на рабочую волну. Результат мне нравится и поэтому делюсь приёмами, которые хорошо помогают справляться с усталостью учеников.
- Рисование по кругу:
Одна из моих любимых игр для работы в группе. Раздаете листочки и карандаши. Даёте установку: сейчас я попрошу каждого из Вас начать что-то рисовать на бумаге. Что хотите. Что приходит в голову. Но через 1 минуту я скажу стоп и попрошу передать Ваш холст соседу. Причём сделать это нужно молча. Потом у Вас будет снова 1 минута, чтобы продолжить рисовать на рисунке, который Вы тоже получите от своего соседа. Комментировать ничего нельзя. Ваша цель — просто продолжать рисовать. Игра закончится, когда Ваш рисунок вернется к Вам.
Игра занимает совсем немного времени, ведь Вы отсчитываете по минуте или даже меньше и всё происходит быстро. В завершении, когда картинки вернутся к своим владельцам, Вы можете попросить назвать объекты на рисунке или придумать название работе. Чтобы полностью обозначить переход от игры к учебной деятельности, я прошу всех поаплодировать.
Это занятие так нравится моим студентам, что мы периодически его повторяем.
- Танцуй, душа, и двигайтесь пальцы:
В английском есть учебные песни action songs: слушаем мелодию и выполняем действия. В идеале еще нужно повторять слова. Обычно такие песни заставляют с удовольствием тело двигаться. Подобные композиции существуют на любом языке. Нужно только поискать. У меня есть любимый канал, откуда я беру action songs для своих уроков английского: The learning station. Здесь мелодии, как мне кажется, самые зажигательные.
Танцы использую и для работе в группе, и онлайн, причем даже если у меня индивидуальное занятие онлайн. Это выглядит так: я сама встаю перед камерой и прошу это сделать ученика. Каждый из нас включает видео и повторяет, а затем, достигнув совершенства, я прошу ученика показывать мне танец, а его буду его повторять.
Если кто-то из моих учеников стесняется танцевать, то тогда я пробую задействовать только пальцы. Для этого я использую известную «соку, бачи, вира» (soco, bate, vira) или просто ищу в поиске пальчиковые песни. Когда soco, bate, vira отработано до мастерства, перехожу на игры для развития межполушарного взаимодействия. Это вообще отличный инструмент, который моментально выводит из состояния апатии и оцепенения. О нём подробно рассказывала здесь.
- Игра!
Ученики любого возраста с радостью воспринимают игры. Замечено, что взрослым игры даже нужнее, чем детям. Постоянно играть нельзя, зато их можно удачно использовать как «прослойку» между частями урока, когда нужно взбодриться. Если я вижу, что мои ученики совсем не в рабочем настроении, а мне очень нужна их концентрация, то я предлагаю поиграть немного в игру. Со мной всегда карточки ТАБУ, где надо объяснить слово, или игра “Mime, draw or explain”, в которой нужно либо изобразить слово, либо его нарисовать или объяснить (в зависимости от того, что выпадет на кубике).
В офлайн группе для разрядки всегда можно использовать старый добрый «Сломанный телефон» (используем слова, связанные с уроком) . Еще одна хорошая опция – это угадывать, какое слово тебе пишет пальцем на спине или руке твой сосед (для тех, кому это не нравится, можно просто использовать воздух, т.е. рисовать в пространстве слова).
- Внимание здесь:
Многим студентам не нравится рисовать или танцевать. Они закрыты и без удовольствия выполняют подобные задания. В таком случае я использую метод переноса внимания. Работает это так: я прошу студента переносить всё своё внимание сначала в стопы, думать о них, пытаться чувствовать свои стопы, потом переместиться в пальцы на руке, затем почувствовать уши и т.д. Еще более простая вариация этого задания — просить пошевелить сначала одной стопой, потом двумя, затем дотронуться до колена, затем покачать головой, помахать мне рукой и т.п. Обязательно прошу, чтобы студент задал такие же команды и мне. Он не должен чувствовать себя подопытным. Для него это игра, в которую играет он и учитель.
- Импровизации:
Отлично отвлекает и помогает расслабиться перенос себя в несуществующую ситуацию. Заставить студентов пофантазировать и, тем самым, вызвать улыбки, — вот, что спасает их и меня от плохого настроения. Простая версия такого задания — попросить закончить предложения. Например: Я работаю в школе и преподаю эльфам английский. Сегодня я рассказываю моим ученикам….. , а они мне…. Я всегда стараюсь придумать очень посильные предложения и те, которые хоть как-то связаны с уроком и предметом.
Мне очень нравится предлагать разыгрывать ситуации. У меня всегда есть заготовленные карточки, где прописаны роли и суть ситуации. Например: Студент А: мать, которая забыла ребёнка в супермаркете. Студент Б: добродушный охранник, который нашёл ребёнка и угостил его мороженным. С учителями английского я с радостью поделюсь готовыми импровизациями, которые и навык говорения тренируют, и помогают расслабиться.
Эти 5 приёмов выручают меня. Я готова ими воспользоваться в любой момент, когда вижу, что ученики теряют связь со мной. Я могла бы «закрывать глаза» на то, что студент подустал или пришёл на урок уже в состоянии эмоционально раздрая. Но от настроения студента зависит 80% моего успеха на уроке и я привыкла, что с моих уроков люди уходят довольные. Поэтому я стараюсь сама выровнять ситуацию. Я уже знаю из опыта, что если это не сделаю, то хуже будет только мне: мы потратим учебное время зря и всё равно на следующем уроке придётся делать тоже самое. Поэтому, долой плохое настроение! Урок для удовольствия! И я знаю, как этого достичь.
Ещё интересные материалы:
Сказка на уроке: как это? |
||
|
||
Как расслабиться на уроке? |