Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович
«Мне нужно просто разговориться!»
«Я хочу как можно больше говорить на уроке».
«Мне нужен разговорный английский».
Эти популярные фразы вдохновили меня написать такой материал, который бы я смогла показывать желающим совершенствовать английский перед тем, как они начнут искать курсы или преподавателей. Леди и джентльмены, дальше вы прочтёте то, что скрывается за целью «разговориться» и запросом «нужен разговорный английский». Строки написаны квалифицированным преподавателем английского языка, поэтому за качество материала готова держать ответ.
Из чего состоит говорение?
Говорение — это навык, который состоит из “под-навыков” (sub-skills). Источники расходятся в их количестве.
Перечислю нужные:
— fluency (беглость речи)
— accuracy with words and pronunciation (правильное употребление и произношение слов)
— using functions (умение употреблять специальные фразы в разных коммуникативных ситуациях. Например, чтобы спросить дорогу, извиниться, поздравить и т.п.)
— appropriacy (умение употреблять нужный регистр лексики в соответствии с ситуацией. Например, если Вы на собеседовании в серьезной компании, Вам нужен Formal English).
— turn-taking skills (умение грамотно прервать собеседника или дополнить его).
— relevant length (способность «не растекаться мыслию по древу» там, где этого не требует ситуация или, наоборот, не отвечать односложными, двусмысленными фразами).
— responding and initiating (умение задавать вопросы для поддержания беседы и отвечать на запросы собеседника. Сюда добавим обязательно: спросить мнение и выразить своё).
— repair and repetition (умение повторить фразу, которую не понял или переспросить о том, что было не ясно в речи у собеседника).
— range of words and grammar (умение использовать грамматику и лексику, соответствующую ситуации и уровню. Пример: обсуждение медицинских вопросов).
— discourse markers (уровень использования вводных слов, конструкций для связности текста).
Если Вы будете сдавать международный языковой экзамен, то по этим критериям Вас и будут оценивать. В зависимости от того, насколько хорошо у Вас прокачан каждый sub-skill, Вы и получите свои баллы.
Кроме перспективы сдать экзамен, все эти навыки необходимо тренировать для качественных коммуникаций без языкового барьера или с его минимальным наличием.
Где «яблоко раздора»?
Изучающие и преподающие язык часто по-разному понимают понятие «говорение». Для студентов «говорение» — это просто уверенно говорить. Это не случайная тавтология. На высоких уровнях ситуация часто выглядит так: ты задаёшь вопрос изучающему язык, а он/она тебе в ответ начинает рассказывать всё, что знает, а точнее, что может по теме.
Ты: Have you been to London?
Студент: No, but London is the capital of Great Britain. This country is located …..
Если ты не задашь сам следующий вопрос, то разговор превращается в «рассказываю тему по английскому». У студентов с низким уровнем все наоборот: там правит бал неловкое молчание. Если ты сам не спрашиваешь о чем-то собеседника и не подбадриваешь его, то получается «игра в молчанку».
Я заметила, что студенты больше всего боятся именно «молчанки». По их мнению, нужно что-то или кто-то, чтобы разговориться и чтобы уметь и про London, и про global warming рассказать. Я заметила у многих привычку винить школу и плохие курсы в том, что «мы столько лет учили, а заговорить так и не смогли».
Думаю, что в этом есть доля истины. Когда в процессе обучения не тренируются все sub-skills, то выйти на качественное говорение удается с трудом. Но хочу также встать на защиту учителей: многие студенты приходят с уже сформированным убеждением, что им нужно только говорение. Они не отдают себе отчета в том, что этот навык имеет sub-skills, для развития которых требуются время и усилия; они не понимают, что говорение тесно связано с другими навыками (грамматика, лексика, аудирование, произношение и т.п). На мой взгляд, успешное говорение — это взаимодействие: навыков, учителя и ученика, говорящего и собеседника.
Advanced speaking — это не то, что Вы думаете
Продвинутый английский – это тоже про взаимодействие. На этом уровне очень важно показать, как ты мастерски манипулируешь всеми имеющимися знаниями, как виртуозно владеешь всеми навыками.
На С1 ты понимаешь, что главное – это не говорить много, а говорить качественно! Ты можешь произнести сравнительно небольшую конструкцию, но она точно выразит мысль, будет насыщена хорошей лексикой, грамматикой, произношением и discourse markers.
Когда я думаю об изучении уровня C1, представляю себе лошадь, идущую с плугом по полю. А С2 в моем понимании — это лошадь, в жаркий день тянущая огромный нагруженный воз, на котором сверху ещё и сидят крестьяне, при этом отмахивающаяся от слепней.
Тот факт, что ты умеешь быстро составлять предложения на иностранном языке и не испытываешь лексических затруднений при общении на большинство тем, не делает тебя обладателем Advanced English.
Продвинутый английский (или другой язык) — это более сложные конструкции, лексика и оформление мыслей, чем то, что Вы использовали на Intermediate. Рой синонимов, антонимов и нескольких вариантов, как выразить одно и то же предложение — это атрибуты С1. Теперь нельзя просто сказать Yes, I like it или Yes, I want it. Advanced — это богатство языка, которым Вы обладаете и можете пользоваться.
Что делать, чтобы заговорить?
Вернитесь к родному языку и подумайте, с кем Вам интересно общаться. Лично для меня качественное общение – это диалог, активное слушание (я внимательно и с интересом выслушиваю и меня также слушают), отсутствие «болтологии» (без пустых длинных фраз с одним и тем же содержанием), интересный контент и грамотность (лексически и грамматически верно оформленная мысль). Тоже самое и в английском. Чтобы быть хорошим собеседником, нужны все sub-skills.
Своим студентам я бы сказала, что важны все аспекты, которые мы тренируем. Всё в сумме даст хороший английский.
И в качестве бонуса для преподавателей английского языка я оставлю 2 ссылки c упражнениями, которые можно использовать для тренировки sub-skills.
1) ссылка
2) ссылка
Ещё интересные материалы:
Обучение онлайн: как осилить? |
||
|
||
|
Спасибо большое за такой детальный разбор «простого» навыка говорения! Мне открылись новые горизонты и представление об океане невспаханной лингвистической земли