Что такое «разговориться» на английском и как это сделать?

Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович

«Мне нужно просто разговориться!»
«Я хочу как можно больше говорить на уроке».
«Мне нужен разговорный английский».

Эти популярные фразы вдохновили меня написать такой материал, который бы я смогла показывать желающим совершенствовать английский перед тем, как они начнут искать курсы или преподавателей. Леди и джентльмены, дальше вы прочтёте то, что скрывается за целью «разговориться» и запросом «нужен разговорный английский». Строки написаны квалифицированным преподавателем английского языка, поэтому за качество материала готова держать ответ.

Из чего состоит говорение?

Говорение — это навык, который состоит из “под-навыков” (sub-skills). Источники расходятся в их количестве.
Перечислю нужные:

fluency (беглость речи)

accuracy with words and pronunciation (правильное употребление и произношение слов)

using functions (умение употреблять специальные фразы в разных коммуникативных ситуациях. Например, чтобы спросить дорогу, извиниться, поздравить и т.п.)

appropriacy (умение употреблять нужный регистр лексики в соответствии с ситуацией. Например, если Вы на собеседовании в серьезной компании, Вам нужен Formal English).

turn-taking skills (умение грамотно прервать собеседника или дополнить его).

relevant length (способность «не растекаться мыслию по древу» там, где этого не требует ситуация или, наоборот, не отвечать односложными, двусмысленными фразами).

responding and initiating (умение задавать вопросы для поддержания беседы и отвечать на запросы собеседника. Сюда добавим обязательно: спросить мнение и выразить своё).

repair and repetition (умение повторить фразу, которую не понял или переспросить о том, что было не ясно в речи у собеседника).

range of words and grammar (умение использовать грамматику и лексику, соответствующую ситуации и уровню. Пример: обсуждение медицинских вопросов).

discourse markers (уровень использования вводных слов, конструкций для связности текста).

Если Вы будете сдавать международный языковой экзамен, то по этим критериям Вас и будут оценивать. В зависимости от того, насколько хорошо у Вас прокачан каждый sub-skill, Вы и получите свои баллы.

Кроме перспективы сдать экзамен, все эти навыки необходимо тренировать для качественных коммуникаций без языкового барьера или с его минимальным наличием.

Где «яблоко раздора»?

Изучающие и преподающие язык часто по-разному понимают понятие «говорение». Для студентов «говорение» — это просто уверенно говорить. Это не случайная тавтология. На высоких уровнях ситуация часто выглядит так: ты задаёшь вопрос изучающему язык, а он/она тебе в ответ начинает рассказывать всё, что знает, а точнее, что может по теме.

Ты: Have you been to London?

Студент: No, but London is the capital of Great Britain. This country is located …..

Если ты не задашь сам следующий вопрос, то разговор превращается в «рассказываю тему по английскому». У студентов с низким уровнем все наоборот: там правит бал неловкое молчание. Если ты сам не спрашиваешь о чем-то собеседника и не подбадриваешь его, то получается «игра в молчанку».

Я заметила, что студенты больше всего боятся именно «молчанки». По их мнению, нужно что-то или кто-то, чтобы разговориться и чтобы уметь и про London, и про global warming рассказать. Я заметила у многих привычку винить школу и плохие курсы в том, что «мы столько лет учили, а заговорить так и не смогли».

Думаю, что в этом есть доля истины. Когда в процессе обучения не тренируются все sub-skills, то выйти на качественное говорение удается с трудом. Но хочу также встать на защиту учителей: многие студенты приходят с уже сформированным убеждением, что им нужно только говорение. Они не отдают себе отчета в том, что этот навык имеет sub-skills, для развития которых требуются время и усилия; они не понимают, что говорение тесно связано с другими навыками (грамматика, лексика, аудирование, произношение и т.п). На мой взгляд, успешное говорение — это взаимодействие: навыков, учителя и ученика, говорящего и собеседника.

Advanced speaking — это не то, что Вы думаете

Продвинутый английский – это тоже про взаимодействие. На этом уровне очень важно показать, как ты мастерски манипулируешь всеми имеющимися знаниями, как виртуозно владеешь всеми навыками.

На С1 ты понимаешь, что главное – это не говорить много, а говорить качественно! Ты можешь произнести сравнительно небольшую конструкцию, но она точно выразит мысль, будет насыщена хорошей лексикой, грамматикой, произношением и discourse markers.

Когда я думаю об изучении уровня C1, представляю себе лошадь, идущую с плугом по полю. А С2 в моем понимании — это лошадь, в жаркий день тянущая огромный нагруженный воз, на котором сверху ещё и сидят крестьяне, при этом отмахивающаяся от слепней.

Тот факт, что ты умеешь быстро составлять предложения на иностранном языке и не испытываешь лексических затруднений при общении на большинство тем, не делает тебя обладателем Advanced English.

Enrique Iglesias, I Like It, Euphoria

Продвинутый английский (или другой язык) — это более сложные конструкции, лексика и оформление мыслей, чем то, что Вы использовали на Intermediate. Рой синонимов, антонимов и нескольких вариантов, как выразить одно и то же предложение — это атрибуты С1. Теперь нельзя просто сказать Yes, I like it или Yes, I want it. Advanced — это богатство языка, которым Вы обладаете и можете пользоваться.

Что делать, чтобы заговорить?

Вернитесь к родному языку и подумайте, с кем Вам интересно общаться. Лично для меня качественное общение – это диалог, активное слушание (я внимательно и с интересом выслушиваю и меня также слушают), отсутствие «болтологии» (без пустых длинных фраз с одним и тем же содержанием), интересный контент и грамотность (лексически и грамматически верно оформленная мысль). Тоже самое и в английском. Чтобы быть хорошим собеседником, нужны все sub-skills.

Своим студентам я бы сказала, что важны все аспекты, которые мы тренируем. Всё в сумме даст хороший английский.

И в качестве бонуса для преподавателей английского языка я оставлю 2 ссылки c упражнениями, которые можно использовать для тренировки sub-skills.
1)  ссылка

2) ссылка 

Татьяна Размыслович

Ещё интересные материалы:

Обучение онлайн: как осилить?

Читать ли книги в оригинале?

Чтобы быть «на уровне», не теряйте уровень

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *