Как критиковать конструктивно для себя и других?

АВтор: эксперт проекта Татьяна Размыслович

Слово «критика» чем-то похоже на слово «кричать». Действительно, многие критические высказывания  — это крик в прямом и переносном смысле. А от крика всегда хочется уйти подальше. Хотя всё должно быть наоборот. Критика должна вызывать интерес и любопытство. Она должна способствовать развитию.

Когда Вы сами в последний раз получали такую критику? Предполагаю, что либо никогда, либо это есть  в Вашей жизни, но происходит не очень часто. Мне очень хочется поделиться информацией о том, как критиковать человека конструктивно без ущерба для Вас и собеседника. Вы сможете говорить то, что думаете и при этом будете оставаться вежливым, гуманным и авторитетным человеком. А Ваш  объект критики после Ваших замечаний захочет обратиться к Вам еще раз. Звучит заманчиво? Тогда читайте дальше.

Чаще всего когда мы критикуем кого-то, мы фокусируемся на недостатках. Мы чувствуем себя вправе указать другому на изъяны. Именно так мы относимся к тому, что нам не нравится. Чтобы критиковать человека конструктивно, во-первых, нужно понять, что недостатки, дефекты или изъяны – это расхождения с нашей системой ценностей или с требованиями/правилами, в рамках которых мы можем оценивать человека. Чувствуете разницу между словами «изъян», «недостаток» и «расхождение»? Последнее куда более гуманное и уважительное по отношению к любому человеку.

Во-вторых,  стоит решить для себя, чего мы хотим добиться своей критикой. Если цель  — побудить человека изменить свои действия, отношение, подход, то критика должна быть не просто человекоориентированной, а направляющей на размышления.  А если критика звучит, чтобы доказать, что другой человек не прав, а  Вы правы, то не забудьте, пожалуйста, достать из чулана корону и скипетр.

В учебном процессе и на рабочем месте хочется видеть от начальников и подчиненных, от учителей и учеников конструктивную критику, которая будет побуждать пересматривать свои взгляды и развиваться дальше.  Авторы пособия «Эффективные практики методической работы в школе»  Николай Запрудский и Галина Сухова предлагают способ, как это делать. Мне он нравится и поэтому я делюсь им здесь.

Замечания  —  короткий путь к недопониманию и конфликтам. Вместо замечаний нужно попросить собеседника  ответить на вопросы, соответствующие наблюдаемым расхождениям между реальностью и нормам. Вот несколько примеров формулировки таких вопросов:
«На чем основывается Ваше убеждение, что…..?»
«Пожалуйста, обоснуйте своё решение, что….»
«Из чего Вы исходили, когда…..?»
«Чем Вы объясните……?»

Примеры использования этих вопросов из школьной практики:

В программе по физике к уроку перечислены опыты, которые должны быть продемонстрированы учителем. Педагог почему-то проигнорировал это требование учебной программы.  Методист или завуч при обсуждении урока задаёт вопрос: «Коллега, обоснуйте своё решение не демонстрировать опыт, предусмотренный учебной программой?».

Коллега после открытого урока отмечает, что учительница по большей части обращалась к успешным ученикам. К отстающим она проявляла внимание лишь изредка. Задаётся вопрос: «Объясните, пожалуйста, почему на уроке Вы работали только  с успевающими учениками?»

Учитель  видит, что записи ученика в тетради не соответствуют требованиям оформления заданий, и формулирует вопрос: «Из чего Вы исходили, когда  оформляли задание вот так? Знакомы ли Вы с требованиями оформления таких заданий?»

Такие вопросы предполагают объяснение решения человека, которое прояснит ситуацию. Может оказаться, что тот, кто задавал вопрос, сам не создал условий для корректного выполнения требований другим человеком. Тогда это не недостаток, а лишь недочёт, который обе стороны смогут устранить. А если ответ собеседника всё-таки покажет, что он уклонился от выполнения требований хотя и знал их, то у него будет шанс без унижения достоинства исправить положение дел.

На этом работа с критикой не заканчивается. Следующий этап  — создание ситуации для изменения результата. Здесь важно дать импульс человеку, чтобы он принял решение и ответственность за происходящее с ним. Вот, как это может выглядеть на практике:

«Мы определили, что на Вашем уроке…. (называется отклонение от нормы). Как, на Ваш взгляд можно изменить эту ситуацию? Что Вы можете сделать?»
«Вы сами обнаружили, что…. (называется, что именно).  Как Вы собираетесь изменить это? Когда можно ожидать от Вас результат?»
«Вы готовы попробовать переделать задание, но в соответствии с требованиями? Вам нужна помощь в выполнении? Когда можно будет увидеть повторно выполненное задание?».

Как Вы понимаете, далее собеседник должен переделать задание или исправить ситуацию в соответствии с проговоренными условиями и требованиями. Если это не происходит и в следующий раз, то тогда схема выстраивания диалога повторяется снова и на этот раз объявляются возможные санкции за неисполнение требований.  В конечном итоге Вы получите результат: ситуация будет изменена.

Критика как диалог – это гуманный метод по отношению к себе и людям. Его стоит попробовать хотя бы для того, чтобы почувствовать разницу в общении и отношениях с другими.

Ещё интересные материалы: 

Насмотренность как навык.

Поколение Z. Как их учить?

Не подрезайте крылья! Или ещё раз о самооценке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *