Этническая литва — кто это?

Автор: эксперт проекта Оксана Терляева

Пару дней назад попала на глаза вот эта карта под многообещающим названием «Этнiчная Лiтва пад час стварэння ВКЛ». Предлагаю вместе разобраться, кто же эта самая «этническая литва» была, и где она проживала на момент создания Великого княжества Литовского и тогда ещё только Русского.  Для тех, кто забыл, напомню, что «Жемайтское» добавилось в название ВКЛ только в 1422 году.

Оставим в стороне вопросы о точности карты, сдвинувшей на юг дреговичей и потерявшей древлян, и рассмотрим её именно в том контексте, который предложил автор, которого, увы, мне обнаружить не удалось. Буду признательна, если подскажете. Материал был посвящён доказательству гипотезы: где больше всего топонимов «литва», там и  находится этническая литва, давшая название Великому княжеству Литовскому. Больше всего данных топонимов находится на северо-западе современной Беларуси, выходит, что именно там и располагалась историческая литва.

Давайте начнём с того, что вспомним, о том, что название «Литва» (Lituae) впервые упомянуто в Кведлинбургских анналах в 1009 году, когда «миссионер Брунон Бонифаций был убит на границе Руси и Литвы  в 11-й год своего подвижничества вместе с 18 спутниками, и 9 марта вознёсся на небо».
Бруно был обезглавлен, а 18 его спутников повешены по приказу Зебедена, брата Нетимера; по свидетельству хроники Саксонского анналиста (середина XII века), а также Магдебургских анналов (ок. 1170) и некоторых др. источников, это произошло «на стыке границ упоминавшегося края, Руси и Литвы».
Официальная наука, вероятно, на основании описания этого же события Титмаром Мерзебургским, считает, что упомянутая Русь — это Пруссия, и миссионер погиб где-то на границе Пруссии и Жемайти (входящей в состав Литвы современной). Но Титмар указывает местом действия границу  Пруссии и Руси, да и в 11 веке ещё не было ВКЛ, которое появилось в период 1242-1246гг.  Однако было мощное Полоцкое княжество, которое контролировало выход в Балтийское море и смежные территории.

Справедливости ради стоит заметить, что карта не совсем точно отражает действительность. Новогрудка — будущей столицы ВКЛ —  мы здесь вообще не видим, но сейчас не это главное.
«В … 1913 г. К. Буга писал (перевод с литовского): «В своем [т.е. в современном литовском] языке мы имеем немало прямых указаний на то, кто были первыми распространителями христианской религии в Литве… Языковые факты заставили меня признать, что для литовцев христианство не было совершенно чуждым еще до крещения при Ягайле. Названия христианских понятий показывают, что литовцы учились вероисповеданию у Востока, точнее, у белорусов. О том, что белорусы были учителями религии, свидетельствуют следующие слова: 1) названия дней: nedelia, utarnikas, sereda и др., 2) названия праздников: kucia или kucios, velykos, verbu nedelia, bloviescios, 3) krikstas, kumas, gavenia, 4) христианские личные имена: Alena, Ilijona, Povilas, Algenia (Alge, Algute).

Большинство из указанных терминов вошло в литовский язык не ранее второй половины 12 века; только два слова, а именно krikstas и Povilas, были получены еще до 12 века… Жемайтский диалект сохранил для нас cirkva – очень старое название белорусской церкви. Данное слово является лучшим свидетельством того, что у белорусов были свои церкви на жемайтской земле в 11 и первой половине 12 века.»

Получается, что Полоцк контролировал даже Жемойть, и, само собой, Аукштайтию. Тогда вообще непонятно получается, куда и зачем шёл католический священник.  Да и имя прусского вождя встречается не как прусское.» Это имя упоминается в XI в. (Нетимир, Нетмир) в древнерусских и литовских летописях; 1239 (Нетмир) в Богемии» (источник)

Альтернативным вариантом рассматривается Полесский регион. Но, как Вы сами видите на карте в районе Полесья топоним «литва» встречается всего два раза. Получается, что гипотеза, что католический священник был убит на границе Руси и Литвы на Полесье, нежизнеспособна?

А давайте подумаем, насколько имеет смысл называть населённый пункт во Франции — Французишки, Болгарово — в Болгарии, Мадьяров — в Венгрии или Сербинка — в Сербии. Упоминание народа в названии населённого пункта говорит о том, представители какого народа там живут. Например,  название Ляховичи в Беларуси сообщает о том, что там изначально жили ляхи (поляки), Кобрин сообщает о бывшем местожительстве обров (авар), Татарщизна — татар и т.д. Но представители этих народов не были типичны для государств, в которых жили, и их населённые пункты называли так, чтобы отличать от местных.
Логично, что во Франции по умолчанию живут французы, в Болгарии — болгары, в Венгрии — венгры, а в Сербии — сербы. Поэтому сохранять в  топонимике название своего народа, проживающего на территории своей страны нет смысла. Поэтому логично предположить, что топоним «литва» указывал, что литва, как раз, пришлая на территориях, где часто встречается этот топоним.

Тогда откуда столько топонимов «литва» расположено на территориях ятвягов, дайнова, нальши и других балтских народов?

Давайте хоть с помощью Википедии вспомним, что «…латинские и немецкие хроники первой половины 13 в. указывают жителей летописной Литвы, которая существовала на землях Вилькомира, Троков, Городни, Слонима и Минска.

Первыми зарегистрированными «литвинами» в истории (1180 г.) также могут считаться полоцкие князья из Минска, Заславля, Логойска и Браслава: Всеслав Микулич, Андрей Володшич, Изяслав и Василько. Галицко-волынская летопись в 1180 году называет этих князей «литвой».

Литовский придворный летописный свод (Берестовицкая летопись) свидетельствовал, что полоцкий князь Василий-Рогволод (княжил в 1128—1129, 1144—1151, 1159—1162 гг.) «был литвин»».

Если исходить из этой информации, получается, что литва в 12 веке была расселена спорадически.  Но в 13 веке возникает государство со столицей в Новограде (нынешнем Новогрудке).  Но не могли же одни князья создать Литву. А где тогда народ, который «литва»?

Ответ на это вопрос даёт старейшая известная летопись «Повесть Временных Лет». Именно она сохранила для нас «древляне рекше литва». Таким образом получается, что древляне, которых автор даже не обозначил на карте, стали  первым населением государства под названием Великое княжество Литовское.

А c древлянами у нас связан князь Игорь, который во второй раз пошёл к ни м за данью, за что и поплатился. Ольга вошла в историю как великая «укротительница» древлян.  На самом деле археологи не нашли Икоростень, который она сожгла в отместку за смерть мужа, поэтому дать точную локализацию княжества невозможно. Учёные привязывают его к Припяти, т.е. Полесью. Официальная версия происхождения названия «древляне» звучит как «живущие в деревех». Но «в деревех» тогда жили все: практически от Балтики до Житомира, — это зона бореальных лесов Европы. А «древляне» скорее происходит от слова «издревле», т.е. древние.  Но вернёмся к истории Мала Древлянского.

Летописи сохранили: «Сказали же древляне: «Вот убили мы князя русского; возьмём жену его Ольгу за князя нашего Мала…
А как взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань.»

Ольга отказалась от брака, но нигде нет информации, что она убила Мала, зато позднее в истории появляется Мал Любечанин и ключница Малуша. Ключница — должность в те времена очень серьёзная, хотя бы потому, что она не просто носила ключи, она распоряжалась ими, и тем, что запиралось этими ключами в замке Ольги. Поэтому рабыней быть она не могла, речь явно идёт о заложнице. Причём высокопоставленной. Древней крови. Кто могли быть эти «древние»?  В данном случае приходит на ум только готская династия Амалов, потомки которых рассыпались от гуннского нашествия по разным частям света.

Кстати, послы Иоанна Цимисхия, напоминая Святославу о смерти его отца Игоря, подтверждают именно эту версию:» …Не упоминаю я уж о его (дальнейшей) жалкой судьбе, когда, отправившись в поход на германцев, он был взят ими в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое» (Лев Диакон VI. 10).

Мир считал готов германцами. А, согласно Иордановой «Гетики», на пути в  Ойум часть готов не смогла переправиться через большую реку в болотистой местности. Вот так, обрушившийся через Припять мост сыграл в истории восточных славян свою роль.

Более того, «малфидой» названа Рогнеда Рогволодовна. А князья Полоцкой династии в летописях упомянуты как «литва». Не случайно привожу миниатюры из Радзивилловской летописи. Обратите внимание на головные уборы Рогнеды  и её матери. О том, кто были русские королевы, есть отдельный материал, а мы вернёмся к исторической Литве.

Если литва — это древляне, то откуда взялись топонимы «литва» там, где они вовсе не жили? Позволю себе привести карту из работы Владимира Точилина.

Чтобы вы сами могли сравнить территориальные потери Полоцкого княжества, существовавшего в 11 веке отдельно (карта выше) и территориальные приобретения ВКЛ за 13 век. Заодно и выбрать место, где, с вашей точки зрения мог погибнуть миссионер и 18 его спутников, а Болеслав Храбрый мог вполне безбоязненно вывезти их тела.

Ну а о том, почему Литва не платила дань Орде, и как каждый приход татар на земли Литвы оборачивался приобретением ВКЛ новых территорий, написано отдельно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *