Электронные дневники: чего ожидать?

Автор: эксперт проекта Оксана Терляева

Введение электронных дневников в белорусских школах набирает обороты. Несмотря на то, что учителям они работы лишь добавляют (ведение документооборота в бумажном виде никто не отменял), на этот вид отчётности возлагаются большие надежды. Предлагаю поразмышлять вместе, насколько эти надежды исполнимы.

Основной целью введения электронных дневников является доступность информации. Предполагается, что родители теперь всегда будут осведомлены об успехах своих детей, а те, в свою очередь,  всегда смогут посмотреть домашнее задание. Это предполагается.

Столкнувшись на практике с обучением взрослых именно в онлайн-среде я получила статистику, которая подтвердила мои предположения, с одной стороны, и шокировала, с другой.
Возможностями, которые предоставляет онлайн-среда, воспользовались чуть больше четверти тех, кто имел возможность это сделать, т.е. только те, кто сам хотел получить эту информацию, те, кто был в этом заинтересован. И это с учётом того, что аудитория была более чем замотивирована, материально в том числе.

Таким образом предположу, что только те родители, которые заинтересованы в успешной учёбе своих детей, будут в эти электронные дневники заглядывать. Но они и так интересуются успехами своих детей: смотрят бумажные дневники, ходят на собрания, поддерживают контакт с учителями и участвуют в жизни класса. Сколько таких в классе?
В мою бытность классным руководителем на этот вопрос я отвечала, что половина. Коллеги мне отказывались верить, причём наотрез. Наверное, мне тогда просто повезло и с детьми, и с их родителями.

Ещё часть родителей будет заглядывать в электронные дневники своих чад эпизодически:  в конце четверти или за мотивацией к отказу купить новый велосипед, компьютер и т.д.  Допускаю, что электронный дневник может стать предметом гордости перед родственниками, друзьями, коллегами или даже темой для поста в соцсетях, — у всех разные ценности.  Но такие родители и бумажный носитель без проблем предъявляют всем желающим ознакомиться. И их немного.

Основная масса, уж извините за термин, как за успехами в учёбе своих детей не наблюдала, так и не станет этого делать. Ведь тот,  кто хочет что-то сделать, находит возможности. А кто не хочет… Поверьте, они найдут оправдания и в этом случае. То же касается и домашних заданий для детей. Возможность узнать «домашку» есть у всех, но не все ею пользуются. Разве что учителя, дублирующие информацию в сети и на бумаге, найдут законный повод для раздражения на нерадивых учеников. А смысл?

В моём понимании электронные дневники на информированность родителей об успехах их детей практически не повлияют, пока не изменится отношение к образованию, не вырастет его ценность в глазах и родителей и их детей.  Может ли на это повлиять учитель? Я считаю, что может, иначе не было бы этого портала, собравшего тех, кто со мной солидарен в этом вопросе.  Учитель, который хочет это сделать, должен сам так считать и действовать. Но сейчас не об этом.

Есть у электронных дневников и обратная сторона медали, которую мы тоже можем назвать доступностью информации. Только уже в другом контексте.

Начнём с того, что многие родители и не подозревают, что услуги электронных дневников оказываются вовсе не системой образования и даже не государственными компаниями, а частными коммерческими структурами. А любая коммерческая компания, даже очень серьёзно дорожащая собственной репутацией, имеет своей целью получение прибыли в первую очередь. Как, по-вашему, представляют ли для кого-то ценность ваши личные данные и информация о вашем ребёнке, которую вы размещаете на сайте частной коммерческой фирмы при заполнении электронного дневника? Думаю, что догадываетесь о её ценности. И, хотим мы того или нет, но в данном случае всё будет решать «цена вопроса», — так в уставе любой коммерческой организации прописано, да и желающих быстро разбогатеть за чужой счёт никто не отменял.

Но вы мне скажете, что информация должна сохраняться в тайне и об этом написано в договоре. А я вам отвечу, что в том же договоре написано, что коммерческая фирма, предоставляющая услуги электронного дневника, оставляет за собой право изменить условия договора в любой момент, даже не уведомив вас об этом лично.  Да, они напишут об этом на сайте. А вы каждый день проверяете на сайтах договоры, чтобы узнать не добавили ли они в свой договор на использование электронного дневника право передачи информации третьим лицам по собственному усмотрению? Я тоже не смотрю, поэтому договоры сразу читаю внимательно.

И, напоследок, ещё один интересный момент. Пересмотрев всё, что нашлось в сети на тему законов о защите информации, я нашла очень интересную вещь. Оказывается, что любая информация о ребёнке может быть оцифрована и  передана кому-либо только с письменного согласия его родителей или его законных представителей.
Вы давали письменное согласие на ведение электронных дневников?
А у меня его даже не спросили. В приказном порядке отправили ребёнка регистрироваться на частном портале, предоставляющем услуги электронного дневника, где в договоре оферты прописано, что внесение информации на сайт и есть согласие с этим договором, и сказали, что потом нужно будет внести оплату за четверть. Как элегантно, оказывается, можно решить вопрос с Законом о защите информации…
Но на этом закончу, ведь все мы взрослые люди, которые умеют думать самостоятельно. Я лишь поделилась своим мнением.

Нужна ли ему доступность информации в таком варианте, как нам сейчас предлагают,  каждый родитель будет решать сам, равно как и нести ответственность за свой выбор и его последствия. Но делайте его, пожалуйста, осознанно, ведь на кону самое дорогое — наши дети!

P.S. После некоторых комментариев и реплики «не все отработали 15 лет в маркетинге, чтобы понимать, куда ты клонишь», решила добавить ещё  немного поясняющей информации.
На момент прихода к власти Дональда Трампа мир впервые официально признал, что толковые маркетологи, если они работают в группе с психологами и социологами, способны не только продавать шило с мылом, но и влиять на умы, сердца, и, главное, действия граждан. С 17 года технологии управления поведением продвинулись, и моделировать поведение на основе имеющейся информации становится всё проще. Последний год это только подтвердил.

Поэтому не стоит думать, что информация о детях, которую родители добровольно передают третьим лицам, будет служить только для  всплывающих рекламных объявлений о продаже каких-то товаров и услуг. Хорошо оплачиваемые психологи и социологи составят на основе этой информации психологические портреты, а очень дорогие маркетологи выберут соответствующие стратегии предложения. И наши дети получат очень привлекательные образы либерально-демократических ценностей, — тех самых, которые сейчас вызывают ужас даже у самих американцев. Вы точно готовы к этому, уважаемые родители?

Оксана Терляева

Ещё интересные материалы:

Soft skills — что это и для чего нужно?

Неблагодарность приходит туда, где ожидают признательности

Жалость как преступление

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *