Для учителей: гуманное отношение к ошибкам

Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович

Гуманное отношение к ошибкам помогает сохранить и укрепить самооценку ученика, придаёт уверенности и настраивает на добрый лад.

Я — учитель английского языка. Мне кажется верным то, что я делаю. Мои ученики чувствуют себя уверенно в английском, даже если делают ошибки.  Я хочу рассказать вам, какие приемы и идеи я использую.

— Я всегда говорю ученикам, что их ошибки интересные, ведь они помогают развиваться.

— Я заменила слова «Исправьте» на «Попробуйте изменить».

— Я говорю «Давайте обсудим ошибки» вместо «Вот твои ошибки».

— Я избегаю фразы «Ты сделал много ошибок». Я заменила ее на: «Я заметила следующие моменты» или «Сегодня я бы хотела обсудить эти детали».

— Я не перебиваю ученика во время говорения для исправления ошибок. Я выписываю их, чтобы обсудить всё после задания или в конце урока. Я могу намекнуть на типичные ошибки по ходу говорения, подсказывая интонацией или жестами.

— Во время обсуждения ошибок, я прошу, чтобы ученик повторил исправленное дважды. После первого повтора я говорю: «Молодец, а теперь давайте уже более уверенно» или «Давайте еще раз, но уже с удовольствием».

— Если во время обсуждения ошибок ученик всё равно исправляет неверно, я говорю: «Хорошо. Спасибо, но вот этот вариант более корректный. Почему?» Затем я придумываю похожее предложение и прошу ученика его перевести. В итоге получится, что ученик всё равно произнесет правильный вариант.

— Во время проверки грамматических заданий, если я понимаю, что ученик сделал ошибку, прежде чем исправить, я скажу: «Хорошо. А почему такой вариант?»

— Я хвалю ученика на каждом уроке, чтобы ни произошло. Т.е. даже если я понимаю, что ученика скорее нужно встряхнуть, а не похвалить, я все равно найду за что я могу сделать комплимент.
(Безусловно, похвала идёт в комплекте с фразами о том, над чем еще нам нужно работать и что мы можем для этого сделать).

— Я стараюсь регулярно организовывать такие занятия или задания, где бы ученики не думали о том, что они делают ошибки. Примеры таких заданий: поход в музей на английском, обсуждение прочитанных книг, дискуссии.

— Проверяя письменные работы, я время от времени выделяю или выписываю удачные предложения со своим комментарием. Например, «Отличная идея была использовать здесь Present Perfect. Молодец». Тоже самое я делаю во время урока. Я могу повторить удачное словосочетание ученика и похвалить за её употребление.

P.S. Шалва Амоношвили разработал метод зеленых чернил, когда учитель отказывается от красной ручки и использует только зеленую, чтобы выделять удачные фрагменты.

Вам нравится эта идея? 
Что из предложенного выше вы бы использовали в своей практике?

Татьяна Размыслович

Ещё интересные материалы:

 ТРУДные вопросы

Вальфдорская педагогика: идеи организации начальной школы

Ключи к пониманию Вальдорфской педагогики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *