Дети нового тысячелетия. Как их учить?

Дети – отдельный народ в этом мире, который нуждается во взрослых, но на самом деле ещё взрослые нуждаются в детях намного больше. И, разумеется стараются дать им всё самое лучшее, включая образование. Только вот это «самое лучшее» — понятие не просто относительное, а ещё и постоянно меняющееся. И то, что было очень популярным и эффективным в образовании ещё 10 лет назад, сейчас может оказаться не просто бесполезным, но и дать обратный эффект. Именно для думающих и ответственных учителей и родителей предназначен этот материал о том, как обучать современных детей, учитывая специфику их поколения.

Итак, что и как делать с поколением Z, чтобы быть понятными для них и суметь донести те знания, которые мы считаем важным?

Самое важное, что следует просто принять, это то, что дети нового тысячелетия «8-битны». И все остальные их качества и свойства вытекают именно из этой особенности.

«8-битность» поколения Z вовсе не означает, что они просты и примитивны, как первые игровые  приставки, так увлекавшие в своё время их родителей. Скорее, они так чётко и логично организованы, —  для приёма информации им достаточно 8 секунд на схему.  
И схемы они в большинстве своём читают намного лучше, чем длинные описания из инструкций и художественной литературы. Поэтому, если хотите быть понятыми, составляйте схему, которая будет «интуитивно понятной». Но понятной не вам, дорогие учителя и родители, а им – поколению мемов и иконографики.  У вас есть только 8 секунд на мысль, которую вы хотите донести, на девятой им уже будет не до вас.

Эти дети — поколение визуалов, но визуалов, требующих «законченного сюжета» и высокой динамики в ходе его развития.  Абстракции и фрагменты не вызывают у большинства этих детей  интереса. И описание картины, особенно пейзажа или портрета, превращается для них в настоящий кошмар. Поэтому лучше позаботиться о наличии у них чёткого структурного плана, по которому это надо сделать.  Также дело обстоит с любой  информацией, в которой нет «развития сюжета» или он не отличается живостью. Чёткая схема описания, вывешенная на доске, лучше заранее и виртуальной, возможно не доставит учителю литературы или искусства особого удовольствия, но спасёт учеников от лишнего стресса и однозначно повысит рейтинг преподавателя.

Эти дети воспринимают реальность как положенную горизонтально цифру 8 – знак бесконечности. Их мир включает в себя всё, и они сами воспринимают себя как часть этого огромного Единства. Поэтому им есть дело до всех «взрослых» проблем, которые они активно пытаются решить всеми доступными им средствами.  «Z –ты» редко делают это в одиночку, они слишком тесно интегрированы в этот мир и друг в друга, чтобы играть в героев – одиночек, противопоставляющих себя системе.

Однако эту «встроенную системность» не учитывают ни учебные программы, ни учебники, ни учителя.  Эти дети – великие синтетики, которые отлично видят целое, и потом очень хорошо находят в нём место и смысл частного. А необходимость изучать какую-то деталь «сейчас» потому, что они не смогут без этого понять что-то «потом», противоречит их логичной и понятной внутренней системе мира, и вызывает протест.  А цикличность программ обучения – залог практически полного отсутствия у детей этого поколения интереса к учёбе. Именно поэтому выигрывают те учителя, которые сначала показывают целое – как действующую систему, и лишь потом объясняют функции и назначение составляющих.

Та же «8-битность» делает их сопричастными ко всему происходящему, включая мнения и эмоции. Однако знак бесконечности горизонтален, поэтому авторитет только за счёт возраста и статуса получить у них невозможно. И аргумент «я старше» поставит для них говорящего в один ряд с далёкими предками  (хорошо хоть не динозаврами!), жившими в «пещерный век» отсутствия интернета.  Эти дети эмпаты, поэтому обмануть их не получится. Зато они безоговорочно признают авторитет тех, кто говорит правду и объясняет причины.

Ещё одна ценность этого поколения – коллективизм.  Они – единое целое с его достоинствами и недостатками с самого момента рождения, и современные гаджеты делают эту особенность ещё более проявленной. Они с радостью пойдут навстречу любому, кому нужна помощь (считая его такой же частью мира, как и себя), кто сможет достойно её принять, оценив вложенные старания. Но «свой» коллектив они выбирают сами, не ограничивая себя физическим телом, поэтому провести несколько бесед о том, как правильно вести себя в сети – это долг каждого родителя. Это поколение своего рода «Солярис», и всем остальным придётся принимать  его таким, как оно есть.

Эта «8-битность» даёт ещё один интересный эффект – музыкальность: 8 бит составляют октаву,  которая весьма гармонично для них раскладывается по тактам. Поэтому дети этого поколения легко осваивают иностранные языки и очень чувствительны к мелодике речи.   Если хотите быть услышанными современными детьми – правильно интонируйте.

Естественно, эти дети обладают индивидуальными особенностями, ведь генетику, воспитание и возрастные особенности развития никто не отменял, и их обязательно следует учитывать при работе с детьми любого поколения, а не только нынешнего Z.

И ещё, если вы хотите быть со своими детьми, уважаемые родители и учителя, не ждите, пока они придут к вам, — вы рискуете просто не дождаться. Идите к ним сами! В социальные сети, на ютуб, в инстаграм, телеграмм, на образовательные платформы, чтобы задействовать детей там, а не только жаловаться на то, что они игнорируют вас здесь!

Автор: Оксана Терляева

Ещё интересные материалы: 

Дети нового поколения. Как их понять?

Кем быть нашим детям?

Бесплатные сайты, видеоуроки, решебники и тренажёры

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *