Четыре тренда в обучении 2025

Автор: эксперт проекта Оксана Терляева

Образование, как и любая сфера, где люди взаимодействуют между собой, очень чутко реагирует на перемены. Коммерческое отзывается на них живее, государственное – медленнее. Но, по счастью, везде есть творческие преподаватели, которые хотят получать максимальные результаты, поэтому постоянно используют что-то новое (или хорошо забытое старое), комбинируют, обобщают и щедро делятся опытом. На основании своих последних наблюдений за обучением делаю прогнозы и я.

Итак, к чему нам готовиться? Чему учиться? Чего ждать?

Возвращение роли рабочих тетрадей

В школе они никуда и не исчезали, а вот бизнес-образование сделало всё, чтобы от них практически избавиться. Тенденция подачи материала маленькими дозами (видео уроки не более 10-15 минут с 3 вопросами на закрепление) ведёт не только к поверхностному владению информацией, но и отсутствию системы в знаниях. Поэтому знания придётся закреплять и систематизировать. А делать это удобнее в рабочих тетрадях с опорными конспектами по пройденным темам. Причём количество заданий на закрепление пройденного материала там должно быть достаточным для того, чтобы возвращаться к ним неоднократно уже после того, как тема пройдена и ..благополучно забыта.
Только тетради эти нужно переносить в онлайн. Представители поколений «Зед» и «Альфа» отлично ориентируются в цифровой среде, им проще пользоваться гаджетами чем бумажными носителями.

И снова наставничество

Не поверите, оно возвращается. Изгнанное «Игреками» из школ (которые с детства считали, что объяснять — дело учителя, а им за это не платят), наставничество снова возвращается в учебную среду. Если в бизнесе адаптация персонала, включающая поддержку наставника, скорее норма, чем исключение, то в учебных заведениях от него вынуждены были практически отказаться. Хотя «Иксы» ещё отлично помнят шефство над отстающими и помощь с домашками. Никто не считал зазорным объяснить непонятную тему однокласснику, и подобное задание от учителя воспринималось как акт доверия и, что скрывать, поднимало самооценку.
Сейчас, ради того, чтобы наших дорогие виртуальщики не отрывались от реальности окончательно, придётся создавать им ситуации, способствующие непосредственному общению. К тому же «Альфы» коммуникабельны, а лучший способ понять тему – объяснить её другому. Учитель же, который ненавязчиво понаблюдает за объяснением (главное в этом случае, не лезть с советами, а проверять свои тетради) сможет взять на заметку приёмы, аргументы и способы объяснений, которым его не учили на занятиях методикой. Эти дети – другие, но у них, поверьте, есть чему поучиться.

Инжиниринговое мышление

Дизайн мышление, введённое в наш быт миллениалами, хорошо подходит для создания пользовательского продукта с ограниченным сроком использования. «Зеды» предпочитают смотреть на вещи целостно, «Альфы» вообще устремлены в будущее и полны амбиций. Для представителей обоих поколений освоение системного инжиниринга, как способа создавать целостные комплексные системы разного масштаба, — естественный путь их развития. Именно оно позволит этим двум поколениям произвести тотальную перестройку общества и решить большинство глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество. Поэтому изучение дисциплин системно, со множественными межпредметными связями, развитием умения понимать причины и следствия, а также прогнозировать результаты, даст им возможность проявить свои таланты во всей полноте.
Системное изложение материала очень поможет в работе учителей. Хотя многим учителям сначала придётся этому самим научиться и… перестроить программы обучения.

Практичное творчество

Этим детям, как никогда раньше, важно видеть результаты приложения своих сил. Они результатники, которые готовы многим жертвовать ради достижения целей. Но разочарование, которое они испытывают, если результаты не совпадают с ожиданиями, способно надолго лишить их интереса к целенаправленной деятельности. Поэтому все знания, которые получают «Зеды» и «Альфы» обязательно должны во что-то «выливаться»: в необычные творческие проекты, новые виды бизнеса, социальные движения, — они должны отдать то, что получили от мира, постоянно видя результаты своей деятельности. Иначе в них просто не остаётся места для нового: новых знаний, новых впечатлений, нового опыта. Учителя, если хотите, чтобы дети были готовы учиться, не просто позволяйте им реализовывать полученное, а активно поощряйте их творчество!

И напоследок немного о том, как же их учить, чтобы они хотели учиться

Да здравствует Шаталов!

Талантливый преподаватель из Донецка смог в 70-е годы прошлого столетия создать методику, которая идеально подходит для обучения современных оцифрованных «Зуммеров» и рождённых с нейросетями «Альф». Дети, которые не готовы тратить время на длительное изучение чего-либо, должны получать всё быстро и чётко. И, если учитель хочет быть успешным, ему придётся освоить методику, подходящую для его учеников. Хорошо, что не придумать! Поэтому, если хотите быть в тренде, вооружайтесь книгами Виктора Федоровича Шаталова и учитесь творить опорные схемы, которые позволяют повторить годовой курс по предмету за полчаса просмотра конспекта. Представители поколения «Зед» и «Альфа» оценят, да и миллениалы с «Иксами» скажут «спасибо».

Автор: Оксана Терляева

Ещё интересные материалы:

Дети нового тысячелетия. Как их учить?

Почему дети повторяют судьбы родителей?

Поколение Альфа: какими они будут?

 

Четыре тренда в обучении 2025: 1 комментарий

  1. Благодарю, прекрасная статья! Интересные, замечательные современные дети! И нам действительно нужно быть в тренде!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *