Чему нам учиться у финнов?

18 декабря в Минске прошла публичная лекция одного из самых известных учителей в мире — финна Кари Лоухивуори.
Организаторы,  «А-100 Девелопмент», обещали мастер-класс, на который, собственно, и пришло больше 2 000 человек. Не зря же наши преподаватели учатся всю жизнь. Согласны даже «финские штучки» внедрить, лишь бы учёба детям давалась легче, а знания усваивались лучше.
Но, увы, ожидания аудитории оправдались далеко не в полной мере. Обаятельный лектор рассказывал исключительно об организации финского образования (20 минут на прочтение в сети) и о том, что сами финны им довольны.  Финнов, кроме Кари, в наличии не было, поэтому пришлось поверить ему на слово, а вот некоторыми соображениями о близости систем финского и белорусского образования я с удовольствием поделюсь.

Финны гордятся своими короткими занятиями и длинными перерывами (45 и 15 минут соответственно). За время этих 15 минут финский учитель должен успеть передохнуть и выпить кофе. А вот что не успевают даже сделать наши учителя? Ну, кто в школе работает, тот знает…

У финских детей мало домашнего задания. Уточним, что это в начальной школе, которая, если сравнивать программы, фактически длится 6 лет. У нас в 1 классе его вообще не должны задавать. А, если добавить к 4 годам ещё 2, то посчитайте, во сколько раз уменьшатся «домашки»!

У финнов длинные каникулы. Комментировать не буду, чтобы вы сами в поисковиках нашли продолжительность каникул в разных странах. Если уж в силу различных причин не имеете возможности посещать родительские собрания, где об этом говорят учителя ваших детей.

Ступени образования, позволяющие получить высшее даже тем, кто сначала не планировал его получать вообще. Ну, если верить покинувшему нас Михаилу Задорнову, наша страна — заповедник социализма, и вот доступности высшего образования у нас точно никто не отнимал. Было бы желание.

Финны не отчисляют детей из школы, поэтому тем, кто не понял на уроке, учитель объясняет сложный материал  на перерыве. У нас учитель объясняет и на перерыве, и до урока, и на дополнительных занятиях, на которые почему-то ходят только успевающие. Финское образование решило вопрос с неуспевающими на более серьёзном уровне — выделило специального учителя, который занимается с неуспевающим по отдельной программе. Если же это не помогает ребёнку вернуться в свою группу, его переводят в специальную группу, где учится не более 10 человек. Наша система образования, пока во всяком случае, не предусматривает «специальных» учителей, а «специальные» классы в школах тают, как мартовский снег под лучами солнца, но наши учителя тоже стараются детям отметок «0» не ставить. Потому что тогда им же придётся становиться «специальными» и индивидуально обучать того, кому обучаться совсем никак не хочется, причём на общественных началах.

Психолог и социальный работник каждой финской школы связаны напрямую с городской организацией. У нас тоже, только вот эта связь пока отлажена только в одностороннем порядке.

Что касается освоения смежных специальностей преподавателями, то у нас это тоже норма. А иногда мы и превосходим финнов, у моего сына математику в прошлой четверти не заменял, по-моему, только преподаватель физкультуры, и то я в этом не уверена…
Очень порадовало то, что финны, следящие за мировыми тенденциями образования, поставили задачами школы:
— научить детей учиться,
— развить критическое мышление,
— учить быть гибкими,
— научить искать новые решения,
— учить генерировать новые идеи,
— дать практические навыки.
Если первые пять наша школа реализует в полном объёме (посмотрите сами учебники, по которым учатся наши дети, и вы поймёте, что без гибкости, креатива и критического мышления там просто нечего делать), то с практикой сложнее. Скандинавские страны вообще очень трепетно относятся к экономическому образованию. Маленькие финны изучают «домашнюю экономику» ещё в начальной школе, где учатся не только самообслуживанию, но и творчеству. У нас, увы, программа трудового обучения средней школы выглядит по меньшей мере неприглядно на фоне финской, но у нас есть уроки труда в начальной школе, где детей учат не только собирать поделки из природных материалов, но и шить,  и даже вышивать. А сейчас активно популяризуют экономические кружки для детей. Понятно, что не всё и не всегда получается сразу, но будем надеяться, что из этого государственного проекта со временем сложится вполне приличная образовательная программа.
Я вообще верю в наших преподавателей. Одно то, что почти половина зала смеялась над шутками Кари до того, как переводчик успевала их перевести, уже говорит об уровне образования и культуры наших учителей. Так уж сложилось исторически, что белорусы — один из самых высокообразованных народов Евразии. Но количество слушателей?  Даже при том, что нашим учителям за профессионализм платят совсем не столько, сколько финским, количество слушателей поразило даже лектора.

И в данном случае, наверное, не самое важное, что Кари забыли познакомить с содержанием рекламных текстов, и после 15 минут его выступления аудитория закрыла блокноты и спрятала их подальше. Дело в отношении. После «мастер-класса» я не поленилась попросить нескольких слушательниц поделиться впечатлениями. Ответ был одинаков — «лектор хорош, но я об этом знаю».

Наши учителя знают и умеют много, очень много. Может теперь осталось, как в Финляндии, упразднить инспекторские проверки и устранить «соревнования»? А ещё позволить учителям заниматься исключительно своим делом — учить детей, отдаваясь процессу целиком и с удовольствием? Тогда и белорусы станут довольны своим образованием не меньше чем финны.
Представитель Министерства образования РБ на лекции был, но означает ли это, что нам стоит ждать перемен?Автор: Оксана Терляева

Ещё интересные материалы:

Дети нового тысячелетия. Как их учить?

Кем быть нашим детям? Профессии будущего

Программирование — это, на самом деле, просто

Чему нам учиться у финнов?: 2 комментария

  1. Согласен с Вашими выводами, вся система реформированного финского образования подобна нашей (или наоборот), большое, и главное, отличие это высокий уровень финансирования со стороны государства, прозрачность и отсутствие коррупции, большая вовлеченность учителей в составление учебных программ, учебных пособий и материалов, которое даёт результат. Много раз прозвучало слово «общество», которое реально принимает участие и нужные решения. У нас же, известно, кто принимает решения, люди не компетентные во главе с… Этот т.н. мастер класс подобен выставке картинок с вкусной едой перед умным, способным, но голодным человеком. Вкратце, не в системе образования дело. А переводчика можно было бы пригласить и попрофессиональнее, не хочется ругать Оксану, она старалась, но в некоторые моменты хотелось забрать у неё микрофон и перевести правильно и красиво.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *