Работаем по учебнику без принтера и онлайн-сервисов

Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович

Не бывает идеальных учебников. Учителю иностранных языков всегда приходится что-то менять, добавлять или убирать из книги для своих учеников. Онлайн-сервисы с интерактивными упражнениями, которые можно тоже распечатывать, очень помогают в этом. Но что делать, когда нет возможность использовать онлайн «примочки» и доступа к принтеру тоже нет? Ответ есть: надо пользоваться своей фантазией и тем, что есть в учебнике. Я делюсь с вами, коллеги, своими упражнениями для работы с лексикой и грамматикой.

Для тренировки лексики:
Новые слова всегда нужно ввести, раскрыть особенности употребления, помочь ученику их запомнить и затем вывести в речь.

— Отработать произношение новых лексических единиц можно, если в учебники есть список слов. Учитель читает, а ученики повторяют вслед за ним индивидуально, в парах, хором, в определенном порядке. Упражнение «Уши чебурашки» вносит разнообразие в эту рутину. Попросите ваших учеников сначала повторить новое слово вслед за вами, а потом на 2-й раз произнести, приложив руки к ушам, как на фото. Благодаря этому упражнению ученики повторят слово 2 раза, причём 2-й раз звук будет идти необычно. Прикладывая руки к ушам, учащиеся будут слышать только себя.

— Имея тетрадь или доску, можно организовать следующий этап отработки произносительного навыка. Вариант а) попросите учеников записать новые слова в тетрадь. Вы будете называть слова в нужном вам порядке, а учащиеся должны ставить цифры над каждой лексической единицей в порядке звучания. Вариант б) запишите на доске слова парами (например, новые и другие, которые похожи на них по звучанию. Типа: affordeffort), произносите нужное слово и показывайте на одно из двух слов. Задача учеников хлопнуть в ладоши, если звучание совпадает с тем, словом на которое вы показываете.

— Чтобы ученики лучше запомнили написание слова, предложите им каждую лексическую единицу прописывать в воздухе пальцем или писать (тоже пальцем) на руке соседа по парте или его спине. Это можно превратить в игру: один пишет слово в воздухе или на спине, а второй пробует угадать, что это.

— Еще одна идея: попросите ребят проговаривать слово без участия голосовых связок т.е. без голоса. Организуйте состязание: один произносит слово, а остальные пробуют прочитать по губам, что это за слово из списка.

— «Экстрасенсы» — простой приём для автоматизации лексики. Игрок 1 выбирает слово из списка, остальные пробуют угадать, какое слово было выбрано, задавая вопрос Is it….+ слово?

— «True or false» тоже можно использовать, чтобы помочь выучить перевод. Учитель или игрок 1 называет слово + перевод и спрашивает Is it true? Остальные должны подать знак, если всё верно.

— Учитель объясняет значение одного из изучаемых слов на английском, а ученики должны догадаться, что это за лексическая единица. И наоборот.

— Горизонтальное расширение с новыми словами можно делать при наличии доски или тетради. Напишите нужные слова в столбик. Сначала попросите добавить к каждому слову по 1-2 других слова, чтобы получилось словосочетание. Потом повторите процедуру. Потом еще раз или столько раз, пока ученик не построит предложения. Кстати, с записанными фразами можно потом сделать ещё одно упражнение: мини-диалог. Дайте ученики установку: я буду читать фразу, а вам нужно отреагировать на неё. Пример: вы читаете I eat oranges. Возможная реакция ученика: Me too. Эти 2 упражнения помогают поместить новые лексические единицы в контекст.

Для тренировки грамматики:

Практически каждый учебник предлагает правило и тренировочные упражнения. Задача учителя ввести новый материал, проверить понимание, затренировать форму, довести до автоматизма и ввести в употребление. Вот, как можно использовать то, что есть в учебнике для больших результатов:

— Если вы практикуете введение грамматики по схеме «правило –отработка», то попробуйте такую идею: объясните правило с использованием схемы (её можно начертить на доске), потом проговорите правило в упрощенной версии ещё раз по-английски, запишите на доске ключевые слова (например, глаголы или какие-то термины). Потренируйте вместе с учениками составление предложений. Ваша задача — помочь студентам рассказать правило на английском. Если вы успешно проведёте подготовку, то ваши ребята смогут соединить грамматику с говорением. Заодно вы поможете им лучше запомнить материал и проверите, правильно ли они поняли то, что вы им втолковывали. Успех этого задания зависит от понятной схемы и хорошо подготовленных ключевых слов и образцов для говорения. На фото пример моей схемы для введения темы «Сравнение прилагательных».

-Классические упражнения «раскройте скобки» могут стать отличным заданием, если сделать вот так: пусть сначала ученики раскроют скобки. Потом дайте установку: «Я буду читать вам фразы, а ваша задача найти в упражнении и прочитать мне ту фразу, которая будет ответной репликой к тому, что вы услышите от меня». Вам нужно заранее подготовить в вашем конспекте предложения. Пример того, что должно получится: у ученика есть такое предложение в учебнике — I’ve just come back from London. А вы заранее придумали такое — I didn’t see you last week. Where were you? Ученик услышал вашу фразу и начал пересматривать все, что у него есть в упражнении, пока не нашёл подходящий ответ для вашего предложения.

— Еще одна идея, как использовать банальное упражнение, где нужно выбрать, подставить или раскрыть скобки. Обычно наши ученики быстро справляются с заданием и не обращают внимания на лексику в предложениях. А она нам интересна, ведь это контекст для изучаемой грамматики. Итак, вначале ученики выполняют нужное по учебнику задание. Затем вы просите учеников слушать вас или смотреть на доску, не глядя в учебник и переводить предложения. Смысл в том, что вы заранее подготовили перевод всех или некоторых предложений из этого упражнения. Вы записали их заранее на доске или решили читать вслух. Ваши учащиеся должны переводить фразы так, как могут устно или письменно. Потом попросите их открыть учебник и свериться с книжным вариантом перевода. Далее вы будете вместе обсуждать различия между переводами и объяснять интересные моменты.

Коллеги, а какие приёмы, упражнения и идеи используете вы в ситуациях, когда приходится работать только с учебником и доской? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях. 

Татьяна Размыслович

Ещё интересные материалы:

Инициатива для учителей английского: «Крылья учителя»

Самые бесполезные задания на уроках английского

Кака начать урок английского языка?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *